Проектирование элементов благоустройства. Детские площадки. Площадки отдыха. Малые сады - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

ных типов садов-камней. Такие сады могут создаваться специально для выращивания
альпийских растений. Стремление совместить на одном участке разнообразные альпийские
растения может привести к изобилию деталей, что приведет к образованию собственного,
особого ландшафта. В этом случае для него следует устроить фон из посадок высоких де-
ревьев, дополненных группами деревьев в сочетании с камнями, и таким образом отделить,
скрыть каменистый сад от основной части парка.
Другой метод формирования каменистого сада применим там, где обнаружено
естественное обнажение камня либо когда искусным расположением камней на участке
можно достигнуть эффекта подобия природе. При создании такой композиции особую
ценность представляют посадки, сделанные по типу естественного произрастания, где
обычно доминируют немногие отдельные виды. Композиция сада такого типа, в отличие от
первого, должна быть увязана с его окружением. Например, можно выделить рокарий в ка-
честве главного элемента, размещенного на всхолмленном участке, покрытом вереском,
расположить его на возвышенной части, у водоема живописной формы или же разместить в
водном саду.
Нужно основываться на логическом размещении камней для создания впечатления,
будто камни выходят из залегающего в глубине слоя, а не случайно разбросаны по земле.
Возможно создание эффектной композиции с валунами необычной формы, якобы образо-
вавшимися в результате распада главной формации. Камень, как вкрапление
«кусочка» при-
роды, сохраняет свое своеобразие при перенесении в другое окружение. Суть устройства та-
ких пейзажных композиций не в копировании определенного уголка, а в воссоздании его
сущности в уменьшенном масштабе и упрощенной форме. По третьему методу камни ис-
пользуются как вне связи с образцами каменистых образований, так и вне альпийского ок-
ружения, с целью показа их естественной мощи и своеобразной скульптурной формы.
Можно сделать оригинальные композиции с помощью отбора подходящих камней и их осо-
бого размещения. Для этой цели подходят камни, отшлифованные ветром и водой или по-
крытые мхом, плоские камни в сочетании с галькой или же камни неправильной формы, вы-
щербленные камни, гармонирующие с тщательно подобранными растениями.
Создание подобных комплексов из камня имеет нечто общее с методом построения
японского сада, при котором камень имеет особое символическое значение. Например, ка-
мень ожидания, лунный камень, стоящий камень. Этот прием одухотворения садово-
паркового ландшафта был широко применен при создании парка города Алупка, в компози-
цию которого включены как природные грандиозные горные и каменные комплексы, так и
искусственно созданные. Мощный объем отдельного камня создает яркую фокусную точку,
контраст в текстуре, обоснование для размещения с одной стороны высокой, а с другой -
низкой группы растительности, придает композициям значительную выразительность.
Для устройства каменистого сада больше всего подходят возвышенные участки, скали-
стые склоны берегов водоемов и оврагов, заброшенные каменоломни. В таких местах компо-
зиции с мотивами альпийского ландшафта легче сочетать естественным характером окруже-
ния. Равнинная поверхность не может быть непреодолимым препятствием для
создания де-
коративных скалистых участков.
Садово-парковый ландшафт горного сада формируется из следующих элементов: по-
вышений рельефа в виде горок, холмиков и соединяющих их покатых и ровных участков,
отдельных камней и групп скал разного размера, растений, каменистых стенок и ступеней,
малых водных устройств и дорожек для осмотра экспозиции. Выбор формы скалистого сада
зависит от местных условий, величины территории и замысла композиции. Участок с не-
большим уклоном и естественно расположенными камнями и скальными обнажениями как
бы заранее подготовлен для скалистого сада. Достаточно выявить его структуру, подчерк-
нуть уступы, расположить около камней растительность, вписать дорожку. На ярко выра-
женном уклоне целесообразно создать ряд площадок, расположенных в разных уровнях, но
больше трех делать не рекомендуется. Террасы, подчеркивая рельеф местности, создают
16
ощущение простора и повышают декоративный эффект композиции, ширина их диктуется
величиной территории и может колебаться от 1 до 3 м, а высота зависит от крутизны склона.
На покатом склоне она не должна превышать 0,5 м. Укрепляют террасы каменной стенкой
сухой кладки. Лунки, образованные в швах между камнями и заполненные землей, служат
для посадки альпийских растений. Следует подчеркнуть, что только в скалистых садах мож-
но обеспечить необходимую среду для развития разнообразных красиво цветущих растений
гористого ландшафта: особую по составу, богатую перегноем почву, ее постоянную влаж-
ность, хороший дренаж.
Камни, составляющие композиции
скалистого сада и каменистых горок, - главный
элемент его организации, придающий художественное своеобразие садово-парковому пей-
зажу. Выбор породы камня зависит, прежде
всего, от местных ресурсов, так как стоимость
перевозки камня очень велика. Обычно для горного сада
применяются известняковые, гра-
нитные или кремниевые породы. Расположение каменных блоков - самая важная и ответст-
венная часть работ, от которой в большей степени зависят долговечность скальных группи-
ровок, хороший рост растений, а также декоративность композиции. Укладку камней поэто-
му следует производить с таким расчетом, чтобы предотвратить эрозию, которая вызывает
вымывание и оползни грунта; ускорить поглощение воды почвой, для того чтобы корни рас-
тений не размывались поверхностными водами. Решение этих задач обеспечивается посред-
ством прочной, стабильной установки каменных блоков, которая достигается подбором кам-
ней разной величины, их расположением уступами и с легким наклоном внутрь, чтобы урав-
новесить давление грунта и не допустить стока дождевой воды на откос. На укладку камней
надо обращать особое внимание. Камни должны быть достаточно крупными, неровной фор-
мы и неодинаковой величины. Укладку камней необходимо согласовать с характером строе-
ния естественных каменистых комплексов, свойственных разным горным породам.
При употреблении плитняка слои камня надо располагать в одном направлении и под одина-
ковым углом наклона. Тогда часть камней, возвышающаяся над землей, будет похожа на
природное обнажение. Гранитные камни нужно ставить асимметричными группами, запол-
няя промежутки между камнями землей для устойчивости и создания слоя почвы для расте-
ний. Пространства между группами
камней следует распланировать, засеять газоном и рас-
положить на нем отдельные камни и маленькие группы. Камни осадочных пород нельзя рас-
полагать вертикально, так как это не соответствует положению их в природе. На видные
места следует укладывать камни красивой формы, цвета, текстуры.
Для усиления эстетического эффекта пространственной композиции
горного сада на
участках с маловыразительным рельефом рекомендуется создавать насыпные холмы, кото-
рые могут достигать относительно большой высоты (10-12 м). У подножия, на склонах и
вершинах насыпных холмов следует живописно расположить каменистые комплексы. Меж-
ду ними можно поместить цветущие ковры альпийских растений, газон, декоративные лист-
венные и хвойные кустарники преимущественно стелящихся форм. Устремленность вверх
каменистых групп на вершинах холмов можно подчеркнуть посадкой деревьев с пирами-
дальной или колоннообразной кроной. Необходимо большое внимание уделять формирова-
нию пластичной формы холмов, созданию красивого рисунка сети дорожек, определению
мест раскрытия более интересных видов на скальные нагромождения с целью корректировки
изгибов дорожек и размещения видовых площадок.
Ступени - неотъемлемый элемент горного сада. Они устраиваются для подъема на
склоны и горки, подхода к площадкам, перехода от одного комплекса камней к другому,
расположенным в разных уровнях. Делать их надо из камней той же горной породы, что
группы камней, и гармонично вписывать в микрорельеф, а края декорировать камнем и аль-
пийскими растениями. Высота ступеней, как правило, не должна превышать 12 см, а ширина
варьируется с учетом условий расположения, формы каменных плит. Искусно сделанные
ступени - органичная и весьма декоративная часть скалистого сада.
17
Ручей или каскад в горном саду создают контраст скал и воды, повышающий
выразительность всей пейзажной композиции в силу того, что скалы и вода - элементы с
противоположной тектоникой. У подножия склона, горки целесообразно сделать небольшой
бассейн, живописно обложив его края камнем. При устройстве скалистого сада на склоне ес-
тественного водоема эффектно будут выглядеть группы камней, расположенные на берегу и
наполовину скрытые водой. Красиво, когда газон или другие береговые растения простира-
ются до самой воды, где они сливаются с водными растениями.
В садах и парках, кроме скалистых садов, относительно большого размера мотивы аль-
пинария могут применяться в виде декоративных уголков даже на очень маленьком участке.
Посадка растений в сочетании с группой камней, плоскими плитами, положенными с отсту-
пом один от другого, придают таким уголкам желаемый колорит. Скалистый участок регу-
лярной формы на ровном месте уместно сделать, создав один или несколько уступов путем
выемки грунта в одном месте и наращивания высоты в другом. Уступы затем надо укрепить
опорной стенкой, а в швы между камнями высадить растения.
В композиции скалистого сада используют травянистые растения, кустарники и низ-
корослые деревья (барбарис Тунберга, карликовые формы сосны, стелящиеся можжевельни-
ки и др.). Растения должны быть расположены таким образом, чтобы демонстрировать удач-
ные комбинации и их группировки. При выборе растений и их размещении нужно стремить-
ся создавать сочетания, походящие на природные, в местах, свойственных их природным ме-
стообитаниям: засухоустойчивые - на более высоких местах, между камнями и даже на кам-
нях, влаголюбивые - на низких местах и предусматривать, чтобы разрастаясь, они не закры-
вали красоты группировок камней.
Высокие растения лучше высаживать отдельно или небольшими
группами (вероника,
ветренница, сушеница). Низкорослые растения создают особенный декоративный эффект,
посаженные большими группами и массивами, образующими красочные «ковры» чистых
тонов (карликовые астры, флоксы, различные примулы, камнеломки и др.). Это дает воз-
можность достигнуть разнообразия эффекта. Для обильного цветения растений скалистые
сады нужно устраивать на юго-восточных, южных и юго-западных склонах, где больше
солнца. Хорошо построенный каменистый сад при правильном уходе сохраняется десятки
лет и является весьма красочным элементом паркового пейзажа.
Сад скульптуры предназначается для экспозиции пластических произведений под
открытым небом, в соответствии с чем для них нужно создать хороший фон и предусмотреть
необходимые условия для обозрения. Сад скульптуры параллельно с задачей экспозиции
произведений предназначается для показа других элементов формирования композиции: де-
коративных деревьев и кустарников, интересных по форме, структуре, окраске и цветению,
бассейнов, плит мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Благодаря этому создаются
разнообразие и красочность пейзажа в целом и характера окружения для скульптуры.
Места для скульптур должны намечаться с учетом возможности их обозрения в наи-
лучших поворотах и ракурсах и в зависимости от пластического решения, из одного или
многих пунктов. Прогулочный маршрут следует рассчитывать на смену картин с интервалом
примерно в 15-30 м в зависимости от силы воздействия того или иного пейзажа на зрителя.
Планировка может быть регулярной или пейзажной с введением элементов регулярного сти-
ля. Участки сада по периметру надо окаймлять высокой и плотной стеной из многорядной
посадки деревьев и кустарников для изоляции его пространства, что способствует привлече-
нию внимания посетителей к внутренним пейзажным композициям с участием скульптуры.
В композиции парка можно формировать один, несколько или систему разных декора-
тивных экспозиций. В
любом варианте каждый из садов декоративной экспозиции следует
окаймлять насаждениями устойчивых местных пород, которые будут создавать для них спо-
койный фон и нейтральный интервал между разными типами садов. Для таких посадок надо
подбирать породы, лучше оттеняющие особенности растений экспозиционных садов.
18
Разделение ландшафтов разных типов декоративных экспозиций в парке способствует
чередованию впечатлений, основанному на контрастном переходе от одного характера
пейзажа к другому - снижению эмоционального возбуждения на участке нейтрального
интервала и последующей свежести восприятия возникающей новой яркой композиции.
Прием формирования «сад в саду» - рациональное средство художественного обогащения
садово-паркового ландшафта.
За рубежом распространены парки-выставки, демонстрирующие современные приемы
садово-паркового искусства и цветочного оформления. С 1961 г. ежегодно устраиваются ин-
тернациональные выставки садоводства и цветоводства в Эрфурте. Разнообразные цветоч-
ные экспозиции играют главную роль в формировании этого выставочного парка.
Интернациональные выставки цветоводства эпизодически устраивались в Вене. В выставоч-
ном комплексе Донау-парка были организованы комплексы «Сады наций», «Скульптура и
цветы», «Сады роз», экспозиция альпийской растительности, площадки для показа оборудо-
вания для садов и парков. «Сады наций» представляют систему экспозиций, демонстрирую-
щих различные приемы современного
садово-паркового искусства Чехословакии, Болгарии,
Венгрии, Франции, США, Индонезии, Бразилии, Японии, Швеции, Швейцарии и др. В пла-
нировке «Бразильского сада» отразились особенности геометрического стиля с четкими по-
перечными дорожками, бетонными бордюрами вокруг старых деревьев, с декоративными
стенками. «Сад Японии» создан в традиционном национальном стиле - группы камней, де-
ревянная пергола, каменные садовые фонари - все это воссоздает неповторимый колорит
японского сада.
В 1981 г. в Париже, в связи с международной выставкой цветов в парке Флорали создан
сад цветочных экспозиций «Долина цветов». В ней размещаются экспозиционные участки
сезонного цветения (весной - тюльпаны, гиацинты, летом - однолетние цветы, осенью - хри-
зантемы), «Водная флора», расположенная в пяти бассейнах, для осмотра которой сооружена
специальная деревянная платформа, «Цветы лесов и полей». Интернациональная выставка
современной ландшафтной архитектуры была открыта в 1981 г. в
Касселе
(Германия). На ней также демонстрировались традиционные приемы садово-паркового ис-
кусства, главным образом цветочные композиции. В Мюнхене (Германия) выставка садово-
паркового искусства, открытая в 1983 г., была создана на неудобной территории. Одним из
главных экспонатов были холмы, созданные средствами геопластики, и приемы композиции
альпийской растительности. Как правило, после закрытия выставок их территории становят-
ся благоустроенными парками для отдыха жителей.
С 1992 года проводится Международный Фестиваль Садов «Шомон-на-
Луаре».Устроители Фестиваля Международная Школа Садов, Парков и Пейзажей. Каждый
год меняется тема Фестиваля: «Кругом вода», «Рикошет», «Эротические сады», «Акклимати-
зация», «Сорняки», «Хаос», «У садов хорошая память». Особенность Фестиваля «Шомон-на-
Луаре» - его растянутость во времени, он открывается в конце апреля и продолжается до се-
редины октября.
Лондонская выставка «Челси-Шоу» уже сто лет является общепринятым мировым
Олимпом в области ландшафтной архитектуры и флористики. По сложившейся традиции на
«Челси-Шоу» четыре категории садов: «Шоу-Сады», «Шикарные Сады (Шик-Сады)», «Сады
Большого Города(Городские Сады)» и «Дворовые Сады(Сады-Дворики)». Садам-
победителям вручают медали Королевского Общества Садоводов Великобритании. Россия с
недавнего времени стала активно присутствовать на «Челси-Шоу», в 2004 году московская
компания «ХАРПАК» получила бронзовую медаль в номинации «Городских Садов». В 2005
году совместным российско-канадским проектом получена серебряная медаль в категории
«Шоу-Садов».
В нашей стране сады для экспозиции цветов и декоративных травянистых создаются на
отдельных участках в парках, как, например, в Сокольниках, ЦПКиО им. Горького в Москве,
в Выставочном сквере в Омске, в парке «Владимирская горка» в Киеве и т.д.
19
Проект специального экспозиционно-испытательного сада окультуренных цветов в
Клайпеде (Литва) (5 га) был разработан ландшафтными архитекторами Р. Кишке и
А. Кишкисом в 1985 г. В основу его композиционного решения была положена современная
концепция ландшафтной архитектуры - согласование с требованиями охраны природы и за-
конов экологии. С этой целью ассортимент растений подбирался не только по декоративным
качествам, но и с учетом свойственных им растительных сообществ, которые затем распола-
гались на участках с соответствующими условиями произрастания. При выборе места, соче-
тании растений авторы стремились раскрыть индивидуальный характер каждого растения.
Композиция сада скомпонована из следующих экспозиционных участков: альпинарий,
ирисарий, георгинарий, однолетние цветы, окультуренные многолетники, заменители газона,
луковичные, рододендроны, розарий, сирингарий. Территория сада по периметру обсажена
сплошной полосой деревьев и кустарников, благодаря чему все внимание посетителей об-
ращается на внутреннее пространство с экспозициями цветов. За исключением главного ро-
зария и георгинария, в каждом экспозиционном участке цветники размещаются на газоне
крупными массивами и группами живописного очертания. Система плавно изгибающихся
дорожек проложена так, что каждую экспозицию можно рассматривать, как издали, в виде
колоритного массива, так и с самого близкого расстояния. Кроме того, в сирингарий и малом
розарии возможность вплотную подойти к цветущим кустарникам обеспечивается проло-
женной по газону тропинкой из отдельных плит. После воплощения интересно задуманного
проекта экспозиционный сад окультуренных цветов, несомненно, должен стать ярким произ-
ведением садово-паркового искусства, раскрывающим красоту его общей композиции и бо-
гатство колоритных сочетаний цветников.
Следует
учитывать, что сады декоративных экспозиций, кроме прямого эстетического
назначения, способствуют расширению познаний городских жителей в области ботаники и
лучшему отдыху, что имеет важное социальное значение. Поэтому широкое развитие этого
типа садово-паркового ландшафта - прогрессивное направление паркостроения. Возбужде-
ние интереса у массы посетителей парка к познанию и созерцанию красоты растительного
мира должно стать одной из задач каждого сада декоративной экспозиции.
2. МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ
Малые архитектурные формы (МАФ) - это сооружения, предназначенные для архи-
тектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архитектуры, создания
комфортного отдыха посетителей, ландшафтно-эстетического обогащения территории
в целом. Малые архитектурные формы подразделяются на следующие типы (категории):
• декоративные - скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоемы, деко-
ративные стенки, трельяжи и решетки, альпийские горки или рокарии и др.;
утилитарного характера - торговые киоски, скамейки, ограды и ограждения,
указатели, знаки и др.
Малые архитектурные формы утилитарного характера, в свою очередь, подразделяют-
ся на следующие типы:
• МАФ, организующие рельеф и оформляющие отдельные участки территории - от-
крытые лестницы, пандусы, откосы;
• устройства для размещения растений - цветочницы, трельяжи;
• искусственные водные устройства - бассейны, пруды, каскады, водопады, питьевые
фонтанчики, водные карусели и др.;
• ограждающие МАФ - ограды, стенки, парапеты;
20
• устройства для отдыха - пляжи, оборудование площадок, павильоны, садово-парковая
мебель;
• устройства для торговых и коммунальных услуг - киоски, палатки, ларьки, оборудо-
вание детских и хозяйственных площадок и др.
МАФ утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафт-
но-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения,
из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздействию
факторов внешней среды.
Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две группы:
• изготовленные по специально разработанным и индивидуальным проектам;
• изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.
МАФ, изготовленные из типовых элементов, широко
применяются в массовой жилой
застройке, на ряде общегородских объектов озеленения. В настоящее время проектными ор-
ганизациями выпущены в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озелене-
ния. Существует целый ряд специальных конструкторских бюро и производственных фирм,
занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установ-
кой на объектах по разработанному проекту.
Малые архитектурные формы декоративного назначения используют для эстетического
воздействия на человека, они подчеркивают нашу индивидуальность. К ним относятся деко-
ративные стенки, трельяжи для вертикального озеленения, декоративные скульптуры, бас-
сейны, фонтаны, беседки и другие дизайнерские находки.
В последнее время, в нашей стране получило развитие этническое направление в ис-
пользовании малых архитектурных форм. Для его создания используются элементы нацио-
нальной культуры разных народов, (русская дворянская усадьба 19 века, японский минима-
лизм, американский кантри, индийский гоа и многие другие).
Правильное размещение декоративных малых архитектурных форм даже при массовом
производстве, которое предопределяет их повторяемость, создает эффект разнообразия, тем
самым обогащая архитектурно-художественный облик.
Сад - это значительно больше, чем покрытая растительностью поверхность земли, ок-
руженная со всех сторон забором. Кроме деревьев и кустарников, живых изгородей, различ-
ных цветников и красивого газона полноценный сад для отдыха нуждается в различных ви-
дах беседок и павильонов, пергол, садовой мебели, спортивных комплексах, детских город-
ках, фонтанах и других так называемых малых архитектурных формах.
Ограды и ограждения. Ограды служат для предотвращения хаотического движения
посетителей по объектам
озеленения, как общего, так и ограниченного пользования. Ограж-
дения предназначены для защиты цветников, партеров, откосов и водоемов от повреждения.
Придание оградам лаконичной легкости, применение современных декоративных материа-
лов и индивидуальное решение их форм в зависимости от назначения объекта создают воз-
можности включения этого активного элемента благоустройства в единый парковый ан-
самбль наравне с другими сооружениями. По высоте ограды подразделяются:
• на высокие, которые устанавливаются по границам парков, районных садов, выста-
вок, ботанических садов, зоопарков, стадионов и объектов ограниченного пользова-
ния и имеют высоту 3-7 м;
• средние по высоте, которые устанавливаются по границам скверов, бульваров, обо-
собленных участков крупных парков (городок аттракционов, уголок автодрома, тен-
нисные корты и т.д.), обособленных мест в системе улиц и проспектов и имеют высо-
ту 1-1,5 м;
низкие, которые предусматриваются в особо важных местах садово-паркового объек-
та, у цветников, партеров, водоемов и имеют высоту 0,5-0,8 м.
21
Ограды и ограждения предназначены для длительного срока службы и должны быть
выполнены из высококачественного и долговечного материала - металла и естественного
или искусственного камня.
Ограды средней высоты делают из тех же материалов, однако чаще используют дерево
и металлическую сетку с уголковым каркасом.
Для низких ограждений применяют каменные и бетонные бордюры, невысокие чугун-
ные и металлические решетки, керамические фигурные блоки, кирпичную кладку.
Ротонда. В классическом понимании ротонда - это круглое каменное сооружение,
как правило, строящееся на возвышении. Круглый фундамент окружают ряд колонн под ку-
полом, по периметру может быть кольцевой поручень на балясинах, внутри иногда распола-
гают скамейки или скульптуру. Каменное сооружение в саду не всегда сочетается с окру-
жающим ландшафтом. Поэтому ротонды все чаще возводят из дерева. Преимущества такого
выбора в том, что дерево очень легкий и пластичный материал, дающий возможность вопло-
тить самые невероятные архитектурные замыслы.
Отлично смотрится ротонда и на берегу водоема.
Например, представьте: стройные ко-
лонны и круглый купол ротонды, отражающиеся в темной воде пруда - все просто лаконич-
но, изящно. Этот уголок сада навеет мысли об искусстве, музыке, возвышенных и утончен-
ных чувствах.
Бельведер. Поначалу бельведером называлась надстройка над зданием, как правило,
в виде круглой башенки, откуда открывался вид на окрестности. Несколько позже бельведер
стал строиться отдельно от здания на возвышенной местности, откуда было бы удобно лю-
боваться пейзажами окружающей природы. Бельведеры могут иметь любую форму: круг-
лую, квадратную, шестиугольную и т. д. Колонны являются необязательными при
постройке
бельведера, однако чаще всего они присутствуют. Бельведер не предусматривает установки
купола.
Перголы и трельяжи. Выполняют несколько функциональных задач: используются
для выращивания вьющихся растений; обеспечивают нужное затенение на площадках; раз-
деляют различные участки сада.
Пергола - это решетчатая наборная конструкция в виде прямоугольной или круглой ар-
ки, выполненная из соединенных между собой секций и образующая нечто вроде небольшо-
го коридора. Они пришли к нам из южных стран, и часто эти* деревянные конструкции ис-
пользовались для поддерживания виноградной лозы. По сути пергола - это та же беседка,
увитая виноградом или плетистыми розами. Ее присутствие оптически увеличивает про-
странство, оживляет окружающие изгороди, заборы и постройки. Перголы используются не
только как несущие конструкции. Особенно они незаменимы там, где следует разграничить
участок. С другой стороны перголы более чем уместно. Следует заметить, что размеры пер-
голы должны выбираться в соответствии с общими задачами дизайна.
Перголы не должны быть слишком громоздкими, но и не теряться среди других садо-
вых сооружений.
Изящная легкая арка служит для тех же целей, но занимает меньше места и поэтому не-
заменима на небольших участках. Лучше всего двойная или тройная арка, деревянные сек-
ции которой соединены между собой. Особенно красиво выглядят арки, совмещенные с де-
ревянной беседкой павильоном, декоративной решетчатой стенкой, увитой растениями.
Красивая арка может достойно и стильно украсить вход на ваш участок. Сплошь покрытая
вьющимися растениями деревянная арка создаст прекрасный тенистый шатер. А если в
оформлении арки использовать цветущие растения, она станет ярким акцентом, определяю-
щим общее стилевое направление всего сада.
Еще одна поддерживающая конструкция для вьющихся растений - декоративная
решетка. Часто в ней располагают оконные и дверные проемы, что придает дополнительную
легкость и оригинальность всей конструкции. Она может выступать в едином ансамбле с
перголой, деревянной беседкой, стать продолжением или просто украшением стены или
22
деревянной ограды. По-сути, решетка не только придает декоративность саду и увеличивает
его зрительно, но и может служить естественным ограждением. С помощью ажурной
деревянной решетки легко задекорировать не слишком приглядные участки, или напротив,
подчеркнуть элементы ландшафта самым выгодным образом. Часто деревянные решетки
устанавливают вдоль дорожек.
Трельяжи представляют собой решетчатые стенки, обсаженные декоративными вью-
щимися и лазящими растениями. Произошли трельяжи от обыкновенных виноградных шпа-
лер. В настоящее время основная их функция - служить опорами для декоративных вьющих-
ся растений. Их прикрепляют к стенам зданий или делают в виде самостоятельного сооруже-
ния, с помощью которого можно ограничить какую-либо зону сада, закрыть непривлекатель-
ные постройки или выделить площадку. Трельяжи, как и перголы, могут быть использованы
по границе сада или для обособления какой-либо части участка. Если их используют как де-
коративный элемент сада, например, рядом с дорожкой, то чаще всего они служат опорой
для вьющихся растений. Арки, перголы и решетки прекрасно
дополнят любое пространство.
Мостики - это садово-парковые сооружения, предназначенные для соединения про-
тивоположных берегов водных устройств - ручьев, речек, оврагов. Конструктивными эле-
ментами мостиков являются:
• опоры и поддерживающее основание;
• полотно (пролет) для пешеходного движения;
• поручни из дерева.
Опоры и основание делают из камня или железобетона. Мостики устраивают откры-
тыми и закрытыми виде трубопереходов).
Открытые пешеходные мостики сооружаются через водные протоки и бывают камен-
ными арочными или висячими с верхней платформой в одном уровне с подходами к нему
дорожно-тропиночной сети. При низких берегах ручьев, прудов мостики выполняются с вы-
соко поднятыми пролетами (горбатые), под которыми возможно плавание на лодках. Мости-
ки делаются из железобетона, дерева или металла.
Используются для декоративного оформления искусственных водоемов или «сухих»
ручьев. Разнообразие конструкций мостиков поистине безгранично: они могут быть плоские
или изогнутые, с перилами или без, изготавливаться из дерева, камня, металла и т. д.
Павильоны и беседки. Сооружаются для отдыха в саду в любую погоду. Павильо-
ны и беседки могут быть закрытыми и открытыми (в этом случае их располагают в том угол-
ке сада, откуда открываются самые лучшие виды). Беседка является очень важным компози-
ционным узлом в архитектурно-планировочной структуре сада и играет большую роль как
элемент декоративного оформления.
Павильон - отдельно стоящая постройка, имеющая малый размер или облегчённую от-
крытую конструкцию, особую связь с природой. Многие храмовые и дворцовые здания Вос-
тока имеют характер павильонов. В Европе (в
17-18 вв. во Франции и Англии, в 18
-1-й чет-
верти 19 вв. в России) павильон стал неотъемлемой частью дворцово-паркового ансамбля.
Беседки - это легкие садово-парковые сооружения для отдыха посетителей. Беседки
бывают разных форм. Наиболее распространенная беседка представляет собой сооружение в
виде круга с четырьмя или шестью колоннами и куполообразной кровлей. В крупных парках
беседки строят из бетона, кирпича, металла, дерева, камня на прочной фундаментной основе
со сложной куполообразной крышей, часто покрытой кровельным железом.
В лесопарках беседки могут сооружаться из подручного материала: бревен, досок, жер-
дей, крышечной «дранки». Беседки могут быть изготовлены и собраны из камня, сборных
железобетонных элементов размером 3,5x3,5 м и 5><5 м . Беседку сооружают по специально
разработанному проекту и рабочему чертежу с указанием объема работ, материалов, их но-
менклатуры и спецификации. Беседку размещают на ровном месте в соответствии с проек-
том вертикальной планировки.
23