Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 157 стр.

UptoLike

Составители: 

157
Авторская позиция и художественное пространство
в лирике Ф. Сологуба
Путь к осмыслению позиции автора может быть проложен
через анализ лирической системы поэта на любом ее уровне. В
этой связи целесообразно исследовать художественное про-
странство лирики Ф. Сологуба в принципах его организации
находит наглядное воплощение нравственно-философская и эс-
тетическая позиция автора.
Художественное пространство лирики Ф. Сологуба под-
черкнуто концептуально. Оно активно и враждебно человеку:
преследует, изматывает, пугает, удручает, беспокоит, путает его
намерения, отрезвляет, берет в плен, загоняет в мрак пещеры,
оттесняет на обочину жизненной дороги или за ее пределы, в
могилу:
Как из лазури ясной,
На землю я упал,
Стал мне свет тюрьмою
1
.
Я в лабиринте блуждаю... (80)
Вьется предо мною
Узенький проселок.
Я бреду с клюкою,
Тяжек путь и долог (81).
Я живу в темной пещере,
Я не вижу белых ночей.
В моей надежде, в моей вере
Нет сияния, нет лучей (267).
Вообще, художественное пространство Сологуба может
быть разным открытым и замкнутым, пустым и заселенным,
1
Сологуб Ф. Стихотворения. Л.: Сов писатель. Ленингр. отд-ние, 1975. С. 87. Далее
тексты Ф. Сологуба цитируется по этому изданию с указанием страницы в скобках.
   Авторская позиция и художественное пространство
                в лирике Ф. Сологуба

      Путь к осмыслению позиции автора может быть проложен
через анализ лирической системы поэта на любом ее уровне. В
этой связи целесообразно исследовать художественное про-
странство лирики Ф. Сологуба – в принципах его организации
находит наглядное воплощение нравственно-философская и эс-
тетическая позиция автора.
      Художественное пространство лирики Ф. Сологуба под-
черкнуто концептуально. Оно активно и враждебно человеку:
преследует, изматывает, пугает, удручает, беспокоит, путает его
намерения, отрезвляет, берет в плен, загоняет в мрак пещеры,
оттесняет на обочину жизненной дороги или за ее пределы, в
могилу:

         Как из лазури ясной,
         На землю я упал,
         Стал мне свет тюрьмою1.

         Я в лабиринте блуждаю... (80)

         Вьется предо мною
         Узенький проселок.
         Я бреду с клюкою,
         Тяжек путь и долог (81).

         Я живу в темной пещере,
         Я не вижу белых ночей.
         В моей надежде, в моей вере
         Нет сияния, нет лучей (267).

     Вообще, художественное пространство Сологуба может
быть разным – открытым и замкнутым, пустым и заселенным,

1
  Сологуб Ф. Стихотворения. Л.: Сов писатель. Ленингр. отд-ние, 1975. С. 87. Далее
тексты Ф. Сологуба цитируется по этому изданию с указанием страницы в скобках.


                                      157