Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 159 стр.

UptoLike

Составители: 

Авторская позиция и художественное пространство в лирике
Ф. Сологуба
159
странства, пластической и красочной выразительности. И это
понятно: оно безрадостно и неэстетично.
Словно лепится сурепица
На обрушенный забор, –
Жизни сонная безлепица
Отуманила мой взор (94).
В тех немногих случаях, когда изображение пространства
предметно конкретизировано, деталь подчеркивает его урод-
ливость:
Порос травой мой узкий двор,
В траве лежат каменья, бревна,
Зияет щелями забор,
Из досок сложенный неровно (93).
Враждебность пространства человеку тем страшнее, что
иррациональна по своей природе. Наиболее ярким ее выра-
жением являются символические образы-синонимы неотвязного
Лиха, злой Мары, изматывающей Недотыкомки (про-
странственное воплощение идеи беспощадной судьбы, которая
душит личность в своих железных объятиях) :
Холодным тягостным туманом
Обоих нас он окружил
И, трепеща скользящим станом,
Он, как змея, меня обвил (94).
На улице пусто и тихо,
И окна, и двери закрыты.
Со мною – безумное Лихо,
И нет от него мне защиты (226).
В художественном пространстве лирики Сологуба человек
отверженный, изгнанник, его ждут могила, смерть, ужас
(«Чертовы качели»). Враждебность мира вызывает со стороны
   Авторская позиция и художественное пространство в лирике
                          Ф. Сологуба

странства, пластической и красочной выразительности. И это
понятно: оно безрадостно и неэстетично.

      Словно лепится сурепица
      На обрушенный забор, –
      Жизни сонная безлепица
      Отуманила мой взор (94).

     В тех немногих случаях, когда изображение пространства
предметно конкретизировано, деталь подчеркивает его урод-
ливость:

      Порос травой мой узкий двор,
      В траве лежат каменья, бревна,
      Зияет щелями забор,
      Из досок сложенный неровно (93).

     Враждебность пространства человеку тем страшнее, что
иррациональна по своей природе. Наиболее ярким ее выра-
жением являются символические образы-синонимы неотвязного
Лиха, злой Мары, изматывающей Недотыкомки (про-
странственное воплощение идеи беспощадной судьбы, которая
душит личность в своих железных объятиях) :

      Холодным тягостным туманом
      Обоих нас он окружил
      И, трепеща скользящим станом,
      Он, как змея, меня обвил (94).

      На улице пусто и тихо,
      И окна, и двери закрыты.
      Со мною – безумное Лихо,
      И нет от него мне защиты (226).

     В художественном пространстве лирики Сологуба человек
– отверженный, изгнанник, его ждут могила, смерть, ужас
(«Чертовы качели»). Враждебность мира вызывает со стороны


                             159