Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 161 стр.

UptoLike

Составители: 

Авторская позиция и художественное пространство в лирике
Ф. Сологуба
161
Именно в борьбе с пространством воплощается в лирике
Сологуба идея освобождения личности как попытка обретения
себя, желание исполнить нравственный долг перед людьми. И,
наоборот, в капитуляции перед простором, в боязни открытого
пространства находят выражение духовное рабство, безлич-
ность:
Полуночною порою
Я один с больной тоскою
Перед лампою моей.
Жизнь докучная забыта,
Плотно дверь моя закрыта, –
Что же слышно мне за ней?
Отчего она, шатаясь,
Чуть заметно открываясь,
Заскрипела на петлях?
Дверь моя, не открывайся!
Внешний холод, не врывайся!
Нестерпим мне этот страх (191).
Выходи к воротам
И фонарь пред собою неси.
Хоть бы сгинул ты сам,
Но того, кто взывает, спаси (200).
На стремление пространства поработить, пленить челове-
ка герой отвечает уходом в себя, создает в мечтах свой, не-
зависимый, новый мир гармонии и добра, воспаряет над земным
пространством к идеалу, через смерть и вопреки смерти:
Мой прах истлеет понемногу,
Истлеет он в сырой земле,
А я меж звезд найду дорогу
К иной стране, к моей Ойле (218).
В мире мечты пространство дружественно человеку, но
оно такое же условное, обобщенное, лишенное пластической и
   Авторская позиция и художественное пространство в лирике
                          Ф. Сологуба

      Именно в борьбе с пространством воплощается в лирике
Сологуба идея освобождения личности как попытка обретения
себя, желание исполнить нравственный долг перед людьми. И,
наоборот, в капитуляции перед простором, в боязни открытого
пространства находят выражение духовное рабство, безлич-
ность:

      Полуночною порою
      Я один с больной тоскою
      Перед лампою моей.
      Жизнь докучная забыта,
      Плотно дверь моя закрыта, –
      Что же слышно мне за ней?

      Отчего она, шатаясь,
      Чуть заметно открываясь,
      Заскрипела на петлях?
      Дверь моя, не открывайся!
      Внешний холод, не врывайся!
      Нестерпим мне этот страх (191).

      Выходи к воротам
      И фонарь пред собою неси.
      Хоть бы сгинул ты сам,
      Но того, кто взывает, спаси (200).

      На стремление пространства поработить, пленить челове-
ка герой отвечает уходом в себя, создает в мечтах свой, не-
зависимый, новый мир гармонии и добра, воспаряет над земным
пространством к идеалу, через смерть и вопреки смерти:

      Мой прах истлеет понемногу,
      Истлеет он в сырой земле,
      А я меж звезд найду дорогу
      К иной стране, к моей Ойле (218).

      В мире мечты пространство дружественно человеку, но
оно такое же условное, обобщенное, лишенное пластической и

                             161