Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 160 стр.

UptoLike

Составители: 

Авторская позиция и художественное пространство в лирике
Ф. Сологуба
160
человека противодействие ему. Пространство ранит героя своим
прикосновением, утомляет, терзает своим видом:
Предметы предметного мира,
И солнце, и путь, и луна,
И все колебанья эфира,
И всякая здесь глубина,
И все, что очерчено резко,
Душе утомленной моей –
Страшилище звона и блеска,
Застенок томительных дней (285).
В ответ герой Сологуба хочет избежать контакта с про-
странством, его близости, воздвигает между городом и собой
дистанцию:
Каждый день люблю подняться
Я на вал и, стоя там,
Городским подивоваться
Улицам, церквам, садам.
Как за белою вуалью,
Очертанья смягчены,
И закутанные далью
Шум и крики не слышны (90).
Пространство душит героя, делает пленником жестких ма-
териальных законов, связей, обстоятельств герой пытается ра-
зомкнуть стену, разрушить ограду, найти выход в мир, на про-
стор, обнаружить просвет:
Белая тьма созидает предметы
И обольщает меня.
Жадно ищу я душою просветы
В область нетленного дня (199).
Отвори свою дверь
И ограду кругом обойди.
Неспокойно теперь, –
Не ложись, не засни, подожди (199).
   Авторская позиция и художественное пространство в лирике
                          Ф. Сологуба

человека противодействие ему. Пространство ранит героя своим
прикосновением, утомляет, терзает своим видом:

       Предметы предметного мира,
       И солнце, и путь, и луна,
       И все колебанья эфира,
       И всякая здесь глубина,
       И все, что очерчено резко,
       Душе утомленной моей –
       Страшилище звона и блеска,
       Застенок томительных дней (285).

     В ответ герой Сологуба хочет избежать контакта с про-
странством, его близости, воздвигает между городом и собой
дистанцию:
       Каждый день люблю подняться
       Я на вал и, стоя там,
       Городским подивоваться
       Улицам, церквам, садам.
       Как за белою вуалью,
       Очертанья смягчены,
       И закутанные далью
       Шум и крики не слышны (90).

      Пространство душит героя, делает пленником жестких ма-
териальных законов, связей, обстоятельств – герой пытается ра-
зомкнуть стену, разрушить ограду, найти выход в мир, на про-
стор, обнаружить просвет:

       Белая тьма созидает предметы
         И обольщает меня.
       Жадно ищу я душою просветы
         В область нетленного дня (199).

         Отвори свою дверь
       И ограду кругом обойди.
          Неспокойно теперь, –
       Не ложись, не засни, подожди (199).

                             160