Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 163 стр.

UptoLike

Составители: 

Авторская позиция и художественное пространство в лирике
Ф. Сологуба
163
Когда богач самолюбивый
Промчится на коне верхом,
Я молча, в зависти стыдливой,
Посторонюсь перед конем (93).
С другой стороны «В душе мечта свернуть с дороги, /
Где камни острые лежат» (92).
Прямо противоположные оценки автора получает сам об-
раз дороги (пути), ведущей героя вперед: «там, на путях оча-
рованья (281), «путь мой правый» (207), «чтоб опорочить
скорбный путь» (209), «по жестоким путям бытия» (98), «до-
рога всякая легка» (98), «на гибельной дороге» (288). Анало-
гично пространство вокруг героя может быть убийственно рав-
нодушным к его нуждам, а может каждым проявлением своего
существования служить герою:
Окрест – дорог извилистая сеть.
Молчание – ответ взывающим (253).
Окрест меня все жизнью дышит,
В моей реке шумит волна... (200)
В лирике Сологуба с кругом ассоциируется безвыход-
ность положения героя («И я как зверь скитался / В кругу за-
клятых сил...» 294). И круг же означает избранность, элитар-
ность образа жизни героя, возможность перспективы («Разделе-
нья захотел я, и воздвиг широкий круг, / Вольный мир огня,
веселья, сочетаний и разлук» 297). Простор противостоит
провалу, бездне, составляет условие сопротивления героя злу,
распрямляет личность. Бездна в таком случае связана в сознании
автора со злом, простор с солнечным светом, спра-
ведливостью:
Та любовь, что предстала так рано
Пред тобой, оробелым от зла,
И завесу немого тумана
Над твоею душой подняла,
   Авторская позиция и художественное пространство в лирике
                          Ф. Сологуба

       Когда богач самолюбивый
       Промчится на коне верхом,
       Я молча, в зависти стыдливой,
       Посторонюсь перед конем (93).

      С другой стороны – «В душе мечта – свернуть с дороги, /
Где камни острые лежат» (92).
      Прямо противоположные оценки автора получает сам об-
раз дороги (пути), ведущей героя вперед: «там, на путях оча-
рованья (281), «путь мой правый» (207), «чтоб опорочить
скорбный путь» (209), «по жестоким путям бытия» (98), «до-
рога всякая легка» (98), «на гибельной дороге» (288). Анало-
гично пространство вокруг героя может быть убийственно рав-
нодушным к его нуждам, а может каждым проявлением своего
существования служить герою:

       Окрест – дорог извилистая сеть.
       Молчание – ответ взывающим (253).

       Окрест меня все жизнью дышит,
       В моей реке шумит волна... (200)

      В лирике Сологуба с кругом ассоциируется безвыход-
ность положения героя («И я как зверь скитался / В кругу за-
клятых сил...» – 294). И круг же означает избранность, элитар-
ность образа жизни героя, возможность перспективы («Разделе-
нья захотел я, и воздвиг широкий круг, / Вольный мир огня,
веселья, сочетаний и разлук» – 297). Простор противостоит
провалу, бездне, составляет условие сопротивления героя злу,
распрямляет личность. Бездна в таком случае связана в сознании
автора со злом, простор – с солнечным светом, спра-
ведливостью:

       Та любовь, что предстала так рано
       Пред тобой, оробелым от зла,
       И завесу немого тумана
       Над твоею душой подняла,


                             163