Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 165 стр.

UptoLike

Составители: 

Авторская позиция и художественное пространство в лирике
Ф. Сологуба
165
Но путь вниз при этом может привести героя вверх, в страну его
грез:
Мы скоро с тобою
Умрем на земле, –
Мы вместе с тобою
Уйдем на Ойле (219).
Да и сам верх, в отличие от верха, в мифе, где он неизмен-
но воплощает сакральные ценности, в лирике Сологуба предста-
ет перед читателем не только звездой Ойле, но и звериным ли-
ком судьбы, в котором торжествует безумная, жадная плоть:
Громадный живот,
Искаженное злобой лицо,
Окровавленный рот,
А в носу – золотое кольцо.
На широком столбе
Он сидит, глядит на меня
И твердит о судьбе,
Золотое копье наклоня (225).
Вверху героя ждут врачующие душевные раны звезды
Ойле и Маир, но вверху его также стережет страшное в своей
ярости Солнце-Змий. Больше того, само Солнце тоже разд-
ваивается в своем воздействии на мир:
Два солнца горит в небесах.
Посменно возносятся лики
Благого и злого владыки,
То радость ликует, то страх (309).
Таким образом, художественное пространство в лирике
Сологуба распадается на отдельные атомы, оно дискретно. Каж-
дая единица пространства существует и функционирует вне ка-
кой-либо системы, сама по себе, живет самостоятельной жиз-
нью. Такое диффузное, хаотическое движение свидетельствует о
   Авторская позиция и художественное пространство в лирике
                          Ф. Сологуба

Но путь вниз при этом может привести героя вверх, в страну его
грез:

       Мы скоро с тобою
       Умрем на земле, –
       Мы вместе с тобою
       Уйдем на Ойле (219).

      Да и сам верх, в отличие от верха, в мифе, где он неизмен-
но воплощает сакральные ценности, в лирике Сологуба предста-
ет перед читателем не только звездой Ойле, но и звериным ли-
ком судьбы, в котором торжествует безумная, жадная плоть:

         Громадный живот,
       Искаженное злобой лицо,
         Окровавленный рот,
       А в носу – золотое кольцо.

         На широком столбе
       Он сидит, глядит на меня
         И твердит о судьбе,
       Золотое копье наклоня (225).

     Вверху героя ждут врачующие душевные раны звезды
Ойле и Маир, но вверху его также стережет страшное в своей
ярости Солнце-Змий. Больше того, само Солнце тоже разд-
ваивается в своем воздействии на мир:

       Два солнца горит в небесах.
       Посменно возносятся лики
       Благого и злого владыки,
       То радость ликует, то страх (309).

      Таким образом, художественное пространство в лирике
Сологуба распадается на отдельные атомы, оно дискретно. Каж-
дая единица пространства существует и функционирует вне ка-
кой-либо системы, сама по себе, живет самостоятельной жиз-
нью. Такое диффузное, хаотическое движение свидетельствует о

                              165