Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 164 стр.

UptoLike

Составители: 

Авторская позиция и художественное пространство в лирике
Ф. Сологуба
164
И, как солнечный луч, озарила
Бездну зла и неправды людской,
И не раз на решительный бой
За собою тебя выводила (96).
Но простор в то же время у Сологуба бывает «печаль-
ным», «немым», на нем «льются слезы людские» и герой ищет
спасения в том, чтобы скрыться, «потонуть» «во тьме безот-
ветной», где «не найдет нас ни бледное, цепкое горе, / Ни шум-
ливо-несносное счастье» (96). Соответственно «даль» (образ,
близкий своей семантикой «простору») может быть «ясной»,
«светлой», но и «немой», может ассоциироваться с надеждой и
безнадежностью:
Но тихие лампады
Архангелы зажгли,
Суля ему отрады
В неведомой дали... (222).
С другой стороны –
Узкие мглистые дали.
Камни везде, и дома.
Как мне уйти от печали?
Город мне – точно тюрьма (207).
В художественном пространстве Ф. Сологуба ценностно
взаимообратимы верх и низ, земля и небо, могила и звезда,
свернутость и закрытость. Бегство из мира объективных про-
странственных отношений в себя, в мир мечты и фантазии, на
звезды Маир и Ойле, для героя «отрада / Незримая ограда /
От суетных страстей» (219). Одновременно герой мучительно
ощущает, что душа «узка, темна и несвободна, / Как темный
склеп, / И тот, кто час провел в ней неисходно, / Навек ослеп»
(203).
Могила, склеп, пещера (низ) ассоциируются в сознании
автора со слепотой, тоской небытия, вызывают страх у героя, в
противовес сказочным звездам мечты (верх), где герой счастлив.
   Авторская позиция и художественное пространство в лирике
                          Ф. Сологуба

       И, как солнечный луч, озарила
       Бездну зла и неправды людской,
       И не раз на решительный бой
       За собою тебя выводила (96).

      Но простор в то же время у Сологуба бывает «печаль-
ным», «немым», на нем «льются слезы людские» и герой ищет
спасения в том, чтобы скрыться, «потонуть» «во тьме безот-
ветной», где «не найдет нас ни бледное, цепкое горе, / Ни шум-
ливо-несносное счастье» (96). Соответственно «даль» (образ,
близкий своей семантикой «простору») может быть «ясной»,
«светлой», но и «немой», может ассоциироваться с надеждой и
безнадежностью:

       Но тихие лампады
       Архангелы зажгли,
       Суля ему отрады
       В неведомой дали... (222).

     С другой стороны –
      Узкие мглистые дали.
      Камни везде, и дома.
      Как мне уйти от печали?
      Город мне – точно тюрьма (207).

       В художественном пространстве Ф. Сологуба ценностно
взаимообратимы верх и низ, земля и небо, могила и звезда,
свернутость и закрытость. Бегство из мира объективных про-
странственных отношений в себя, в мир мечты и фантазии, на
звезды Маир и Ойле, для героя – «отрада – / Незримая ограда /
От суетных страстей» (219). Одновременно герой мучительно
ощущает, что душа «узка, темна и несвободна, / Как темный
склеп, / И тот, кто час провел в ней неисходно, / Навек ослеп»
(203).
       Могила, склеп, пещера (низ) ассоциируются в сознании
автора со слепотой, тоской небытия, вызывают страх у героя, в
противовес сказочным звездам мечты (верх), где герой счастлив.


                             164