ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
168
Натурфилософия автора
в художественном пространстве сада
в лирике Б. Пастернака (1910–1920-е гг.)
Поскольку сад – один из наиболее частотных образов ли-
рики Б. Пастернака 1910-х гг., то всё, что характерно для его
изображения, заслуживает внимания и в значительной степени
характеризует авторскую позицию всей ранней лирики поэта,
систему нравственно-эстетических ценностей автора, особенно-
сти его видения мира.
В этом смысле в художественном пространстве сада
Б.Пастернака есть одна особенность, ещё не обратившая на себя
внимание исследователей: художественное пространство сада
расположено в большей степени на вертикальной оси, нежели на
горизонтальной, вне его протяженности, составляющей естест-
венный параметр пространственных восприятий.
Так, именно протяженность пространства бросается в гла-
за в изображениях сада не только реалиста Бунина, но и, напри-
мер, в лирике акмеиста Гумилёва.
Сад в поэзии И.Бунина:
…Она, обняв его (мать с ребёнком – Р.С.),
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
Идёт, темнея, в сумрак летней ночи
По скату к балке (I, 347).
(Здесь и ниже выделено мною. – Р.С.)
Соседний сад сквозится по скатам за рекою,
Ещё пустой, весенний, он грустен, как всегда.
Вон голая аллея с заветною скамьёю,
Стволы берёз поникших белеют в два ряда.
И видел я, как тихо ты по саду бродила…(I, 401)
В апрельский жаркий полдень по кремнистой
Дороге меж цветущими садами
Пришел монах, высокий Францисканец (I, 277).
Натурфилософия автора в художественном пространстве сада в лирике Б. Пастернака (1910–1920-е гг.) Поскольку сад – один из наиболее частотных образов ли- рики Б. Пастернака 1910-х гг., то всё, что характерно для его изображения, заслуживает внимания и в значительной степени характеризует авторскую позицию всей ранней лирики поэта, систему нравственно-эстетических ценностей автора, особенно- сти его видения мира. В этом смысле в художественном пространстве сада Б.Пастернака есть одна особенность, ещё не обратившая на себя внимание исследователей: художественное пространство сада расположено в большей степени на вертикальной оси, нежели на горизонтальной, вне его протяженности, составляющей естест- венный параметр пространственных восприятий. Так, именно протяженность пространства бросается в гла- за в изображениях сада не только реалиста Бунина, но и, напри- мер, в лирике акмеиста Гумилёва. Сад в поэзии И.Бунина: …Она, обняв его (мать с ребёнком – Р.С.), Сидит с ним на балконе, на ступеньках, Ведущих в сад. А сад, степной, глухой, Идёт, темнея, в сумрак летней ночи По скату к балке (I, 347). (Здесь и ниже выделено мною. – Р.С.) Соседний сад сквозится по скатам за рекою, Ещё пустой, весенний, он грустен, как всегда. Вон голая аллея с заветною скамьёю, Стволы берёз поникших белеют в два ряда. И видел я, как тихо ты по саду бродила…(I, 401) В апрельский жаркий полдень по кремнистой Дороге меж цветущими садами Пришел монах, высокий Францисканец (I, 277). 168
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 166
- 167
- 168
- 169
- 170
- …
- следующая ›
- последняя »