Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
Русская деревня в изображении
И. Бунина и Л. Толстого
Ведущие принципы типизации в прозе Бунина доок-
тябрьского периода лежат в русле психологической типизации
Л. Толстого.
Известно, что его эстетический идеал не содержит пози-
тивной социальной программы и наиболее отчетливо конкрети-
зируется в натурфилософском плане, как «божественная гармо-
ния создания». При этом эстетический идеал Бунина лишен
цельности. В его структуре явно улавливаются два самостоя-
тельных противостоящих начала – земное, преходящее, и небес-
ное, духовное. Красота и Истина. С этой двусоставностью эсте-
тического идеала Бунина, его социальной нечеткостью связана
определенная разорванность, расщепленность мировосприятия
художника, которую сам Бунин мучительно ощущал. Отсюда
попытка ее преодоления характерные для Бунина пан-
теистические идеи слияния человека и природы, приобщения
личности к миру древних цивилизаций, далеких континентов и
рас.
В самой общей форме критерием полноценной, состояв-
шейся личности в творчестве Бунина является степень развития
самосознания личности, реализующегося в поэтически созерца-
тельном строе души героя. Пафос этого созерцательного со-
стояния составляют «сладостная боль соприкасанья душой со
всем живущим», чувство и сознание слияния с миром и челове-
чеством, которые на разных этапах творческого пути Бунина
конкретизируются по-своему.
Как и в творчестве Толстого, мужик для Бунина носи-
тель определенных нравственных качеств русского националь-
ного характера. Однако в творчестве Л. Толстого принципы ти-
пизации дворянских и крестьянских характеров различны, а в
прозе Бунина они общие. Для Толстого стихия патриархально-
сти субстанция положительного. Возводя, например, вопреки
Тургеневу, цельность характера в основное этическое и эстети-
ческое требование к положительному герою, Толстой, в отличие
от революционеров-демократов, видел ее основу в «интуиции
                Русская деревня в изображении
                   И. Бунина и Л. Толстого

      Ведущие принципы типизации в прозе Бунина доок-
тябрьского периода лежат в русле психологической типизации
Л. Толстого.
       Известно, что его эстетический идеал не содержит пози-
тивной социальной программы и наиболее отчетливо конкрети-
зируется в натурфилософском плане, как «божественная гармо-
ния создания». При этом эстетический идеал Бунина лишен
цельности. В его структуре явно улавливаются два самостоя-
тельных противостоящих начала – земное, преходящее, и небес-
ное, духовное. Красота и Истина. С этой двусоставностью эсте-
тического идеала Бунина, его социальной нечеткостью связана
определенная разорванность, расщепленность мировосприятия
художника, которую сам Бунин мучительно ощущал. Отсюда
попытка ее преодоления – характерные для Бунина пан-
теистические идеи слияния человека и природы, приобщения
личности к миру древних цивилизаций, далеких континентов и
рас.
      В самой общей форме критерием полноценной, состояв-
шейся личности в творчестве Бунина является степень развития
самосознания личности, реализующегося в поэтически созерца-
тельном строе души героя. Пафос этого созерцательного со-
стояния составляют «сладостная боль соприкасанья душой со
всем живущим», чувство и сознание слияния с миром и челове-
чеством, которые на разных этапах творческого пути Бунина
конкретизируются по-своему.
      Как и в творчестве Толстого, мужик для Бунина – носи-
тель определенных нравственных качеств русского националь-
ного характера. Однако в творчестве Л. Толстого принципы ти-
пизации дворянских и крестьянских характеров различны, а в
прозе Бунина они общие. Для Толстого стихия патриархально-
сти – субстанция положительного. Возводя, например, вопреки
Тургеневу, цельность характера в основное этическое и эстети-
ческое требование к положительному герою, Толстой, в отличие
от революционеров-демократов, видел ее основу в «интуиции

                             6