Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого
8
де; в то время нужно было вызвать в обществе сочувствие к на-
роду. И сочувствие было вызвано, а теперь нужно идти дальше.
Теперь уже мало одного сочувствия к народу. И нам, и народу
нужна внутренняя, высшая правда»
2
.
В «Воскресении» в качестве типических обстоятельств
для изображения народных характеров выступает и экономиче-
ское положение крестьянства, и социальное и государственное
устройство России в целом, и общая политическая и идейная
атмосфера русского общества того времени. Характеры арестан-
тов, старика-раскольника, Катюши Масловой соотносятся с
представителями других социальных слоев и не только в пла-
не моральном, но и психологическом, даже идеологическом в
смысле отношения к церкви, государству, собственности, т. е.
«общему состоянию мира». И не случайно образ Катюши Мас-
ловой, единственный из народных характеров у Толстого, дан в
романе в движении, в развитии, с использованием всего мастер-
ства психологического анализа писателя. Отсюда, с одной сто-
роны, беспощадность в обрисовке деревни, задавленной «вла-
стью тьмы», и с другой присущее только позднему Толстому
отражение в крестьянском характере бунтарского начала
3
.
Но даже в «Воскресении» стержнем нового «единства ха-
рактера» крестьянских героев становится в той или иной мере
лишь тип отношения к ложной и истинной жизни, но не мысли.
Тип же отношения к мертвой и живой мысли огматический и
творческий), вообще сфера духовная и интеллектуальная, как
критерий этический и эстетический, у Толстого остается преро-
гативой дворянских героев
4
.
2
Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе. Т. 2. М.: Советский писатель, 1958. С. 446–
447 (выделено мной.– Р. С.).
3
В «Воскресении» это начало воплощают образы крестьян-арестантов и старика-
раскольника. Во «Власти тьмы» Аким, вызывающий ассоциации с Платоном Каратае-
вым и с крестьянскими характерами в народных рассказах и повестях 80-х гг., уже не
ограничивается проповедью «непротивления», которую он декларирует. По логике сю-
жета в драме Аким все время вмешивается в течение событий. См.: Дурылин С. Н. Дра-
ма Толстого «Власть тьмы» // Творчество Л. Н. Толстого. М.: Гослитиздат, 1959.
4
Эту особенность типизации Л.Толстого современный исследователь конкретизирует
на материале романа «Воскресение». См.: Тамарченко Н.Д. Лев Толстой // Русская лите-
ратура рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.
Кн. 1. С.362–363.
        Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого


де; в то время нужно было вызвать в обществе сочувствие к на-
роду. И сочувствие было вызвано, а теперь нужно идти дальше.
Теперь уже мало одного сочувствия к народу. И нам, и народу
нужна внутренняя, высшая правда»2.
       В «Воскресении» в качестве типических обстоятельств
для изображения народных характеров выступает и экономиче-
ское положение крестьянства, и социальное и государственное
устройство России в целом, и общая политическая и идейная
атмосфера русского общества того времени. Характеры арестан-
тов, старика-раскольника, Катюши Масловой соотносятся с
представителями других социальных слоев – и не только в пла-
не моральном, но и психологическом, даже идеологическом – в
смысле отношения к церкви, государству, собственности, т. е.
«общему состоянию мира». И не случайно образ Катюши Мас-
ловой, единственный из народных характеров у Толстого, дан в
романе в движении, в развитии, с использованием всего мастер-
ства психологического анализа писателя. Отсюда, с одной сто-
роны, беспощадность в обрисовке деревни, задавленной «вла-
стью тьмы», и с другой – присущее только позднему Толстому
отражение в крестьянском характере бунтарского начала3.
       Но даже в «Воскресении» стержнем нового «единства ха-
рактера» крестьянских героев становится в той или иной мере
лишь тип отношения к ложной и истинной жизни, но не мысли.
Тип же отношения к мертвой и живой мысли (догматический и
творческий), вообще сфера духовная и интеллектуальная, как
критерий этический и эстетический, у Толстого остается преро-
гативой дворянских героев4.

2
  Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе. Т. 2. М.: Советский писатель, 1958. С. 446–
447 (выделено мной.– Р. С.).
3
  В «Воскресении» это начало воплощают образы крестьян-арестантов и старика-
раскольника. Во «Власти тьмы» Аким, вызывающий ассоциации с Платоном Каратае-
вым и с крестьянскими характерами в народных рассказах и повестях 80-х гг., уже не
ограничивается проповедью «непротивления», которую он декларирует. По логике сю-
жета в драме Аким все время вмешивается в течение событий. См.: Дурылин С. Н. Дра-
ма Толстого «Власть тьмы» // Творчество Л. Н. Толстого. М.: Гослитиздат, 1959.
4
  Эту особенность типизации Л.Толстого современный исследователь конкретизирует
на материале романа «Воскресение». См.: Тамарченко Н.Д. Лев Толстой // Русская лите-
ратура рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.
Кн. 1. С.362–363.



                                          8