Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого
9
Изображение крестьянского характера у Толстого всегда
имеет прямое отношение к решению вопроса о смысле и цели
жизни, о нормах поведения, о нравственном идеале, об истори-
ческом пути России. Но сами эти вопросы ставятся автором
только перед дворянскими героями. Толстовская деревня не
ищет ответа, а дает его, причем бессознательно.
В «Воскресении», например, напряженная работа созна-
ния, творческое осмысление основ человеческой и государст-
венной жизни составляют удел Нехлюдова. Катюше все это чу-
ждо. Для Нехлюдова путь к настоящей, «живой» жизни лежит
только через «живую», творческую мысль, через сознательную
выработку новых критериев нравственности, через мучительное,
самостоятельное решение вопроса о смысле жизни. Для Катюши
путь к нравственному возрождению иной. Ее путеводитель –
природное, бессознательное «чувство нравственности», времен-
но заглушенное паразитическим образом жизни и вновь восста-
новившееся с обращением к жизни трудовой.
Бунин, в отличие от Толстого, принципы типизации дво-
рянских и крестьянских характеров унифицирует.
Так, в целом ряде исследований крестьянские характеры
Бунина принято делить на патриархальные и современные и ви-
деть в этом противопоставлении патриархального и современ-
ного крестьянина основной принцип бунинской типизации. Этот
ключ к анализу крестьянских повестей и рассказов Бунина, ду-
мается, недостаточен, поскольку он не открывает сложного со-
держания его крестьянской прозы.
Бунин вовсе не является апологетом патриархального кре-
стьянства. Считать тип патриархального крестьянства в его про-
зе типом положительным, идеальным значит подверстывать
Бунина под Толстого. Бунин же, при всей близости его эстети-
ческой системы к толстовской, именно в изображении крестьян-
ского характера не последователь Толстого, а его оппонент.
Действительно, Бунин часто изображает патриархального
крестьянина. Но патриархальность бунинской деревни несколь-
ко иная, чем у Толстого. Она сложна и противоречива. Для Тол-
стого сама приобщенность к миру патриархальности показа-
тель нравственной и эстетической полноценности персонажа.
Для Бунина это только явление, требующее проверки какими-
      Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого


      Изображение крестьянского характера у Толстого всегда
имеет прямое отношение к решению вопроса о смысле и цели
жизни, о нормах поведения, о нравственном идеале, об истори-
ческом пути России. Но сами эти вопросы ставятся автором
только перед дворянскими героями. Толстовская деревня не
ищет ответа, а дает его, причем бессознательно.
      В «Воскресении», например, напряженная работа созна-
ния, творческое осмысление основ человеческой и государст-
венной жизни составляют удел Нехлюдова. Катюше все это чу-
ждо. Для Нехлюдова путь к настоящей, «живой» жизни лежит
только через «живую», творческую мысль, через сознательную
выработку новых критериев нравственности, через мучительное,
самостоятельное решение вопроса о смысле жизни. Для Катюши
путь к нравственному возрождению иной. Ее путеводитель –
природное, бессознательное «чувство нравственности», времен-
но заглушенное паразитическим образом жизни и вновь восста-
новившееся с обращением к жизни трудовой.
      Бунин, в отличие от Толстого, принципы типизации дво-
рянских и крестьянских характеров унифицирует.
      Так, в целом ряде исследований крестьянские характеры
Бунина принято делить на патриархальные и современные и ви-
деть в этом противопоставлении патриархального и современ-
ного крестьянина основной принцип бунинской типизации. Этот
ключ к анализу крестьянских повестей и рассказов Бунина, ду-
мается, недостаточен, поскольку он не открывает сложного со-
держания его крестьянской прозы.
      Бунин вовсе не является апологетом патриархального кре-
стьянства. Считать тип патриархального крестьянства в его про-
зе типом положительным, идеальным – значит подверстывать
Бунина под Толстого. Бунин же, при всей близости его эстети-
ческой системы к толстовской, именно в изображении крестьян-
ского характера не последователь Толстого, а его оппонент.
      Действительно, Бунин часто изображает патриархального
крестьянина. Но патриархальность бунинской деревни несколь-
ко иная, чем у Толстого. Она сложна и противоречива. Для Тол-
стого сама приобщенность к миру патриархальности – показа-
тель нравственной и эстетической полноценности персонажа.
Для Бунина – это только явление, требующее проверки какими-

                               9