Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого
10
то иными критериями и ценностями. Спокойствие и простота, с
которыми мужик встречает смерть в рассказе «Три смерти», в
глазах Толстого составляют его человеческое достоинство. Спо-
койствие же, с которым относятся к смерти бунинский Митро-
фан и его брат Антон в рассказе «Сосны», для Бунина загадка
с неоднозначным решением («Равнодушие это или сила?»)
5
. В
бешеную январскую бурю нищий в рассказе Бунина «Птицы
небесные» отказывается от ночлега и замерзает, потому что и
«замерзнешь, не откажешься. Смерть... она, как солнце, глазами
на нее не глянешь. А найдет – везде...» (II, 343). Его безразличие
к смерти равно непритязательности к жизненным благам ему
«неплохо»: «Беден только бес, на нем креста нет. А я живу себе»
(II, 343). Бескорыстие это или дикость?
И если в прозе 900-х гг. Бунин этот вопрос только ставит,
то в 1910-е гг. целым рядом крестьянских образов он на него
отвечает – и отвечает совсем не так, как Толстой.
Сама русская деревня в творчестве Бунина вплотную по-
ставлена перед вопросом о смысле и цели ее существования. В
одних случаях этот вопрос ставят перед собой сами крестьяне:
отчетливо и беспощадно Кузьма в «Деревне», гораздо менее
ясно, но мучительно Егор в «Веселом дворе», Захар Воробьев
в одноименном рассказе, Аверкий в «Худой траве». В других
случаях его упорно и последовательно поднимает повествова-
тель, так или иначе требующий «обобщения», осознания жизни
от мужиков Суходола, от 98-летнего Таганка, от Мелитона
(«Мелитон»), Митрофана («Сосны»), Авдея («Забота»), от ни-
щего в рассказе «Птицы небесные» и др. И тщетно. Никакого
«обобщения», осмысления жизни бунинские крестьяне дать не
могут. «...Живут былинные люди, смысл и цель жизни которых,
господи, веси...» (II, 213) .
98-летний Таганок в рассказе «Древний человек» волею
судьбы оказался современником замечательного века. «А он да-
же малейшего понятия не имел никогда обо всем этом... Мысли,
воспоминания Таганка так поразительно просты, так несложны,
5
Бунин И. А. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит, 1965. Т. 2. С. 216. В дальнейшем тексты
Бунина цитируются по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках.
        Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого


то иными критериями и ценностями. Спокойствие и простота, с
которыми мужик встречает смерть в рассказе «Три смерти», в
глазах Толстого составляют его человеческое достоинство. Спо-
койствие же, с которым относятся к смерти бунинский Митро-
фан и его брат Антон в рассказе «Сосны», для Бунина – загадка
с неоднозначным решением («Равнодушие это или сила?»)5. В
бешеную январскую бурю нищий в рассказе Бунина «Птицы
небесные» отказывается от ночлега и замерзает, потому что и
«замерзнешь, не откажешься. Смерть... она, как солнце, глазами
на нее не глянешь. А найдет – везде...» (II, 343). Его безразличие
к смерти равно непритязательности к жизненным благам – ему
«неплохо»: «Беден только бес, на нем креста нет. А я живу себе»
(II, 343). Бескорыстие это или дикость?
       И если в прозе 900-х гг. Бунин этот вопрос только ставит,
то в 1910-е гг. целым рядом крестьянских образов он на него
отвечает – и отвечает совсем не так, как Толстой.
       Сама русская деревня в творчестве Бунина вплотную по-
ставлена перед вопросом о смысле и цели ее существования. В
одних случаях этот вопрос ставят перед собой сами крестьяне:
отчетливо и беспощадно – Кузьма в «Деревне», гораздо менее
ясно, но мучительно – Егор в «Веселом дворе», Захар Воробьев
в одноименном рассказе, Аверкий в «Худой траве». В других
случаях его упорно и последовательно поднимает повествова-
тель, так или иначе требующий «обобщения», осознания жизни
от мужиков Суходола, от 98-летнего Таганка, от Мелитона
(«Мелитон»), Митрофана («Сосны»), Авдея («Забота»), от ни-
щего в рассказе «Птицы небесные» и др. И – тщетно. Никакого
«обобщения», осмысления жизни бунинские крестьяне дать не
могут. «...Живут былинные люди, смысл и цель жизни которых,
господи, веси...» (II, 213) .
       98-летний Таганок в рассказе «Древний человек» волею
судьбы оказался современником замечательного века. «А он да-
же малейшего понятия не имел никогда обо всем этом... Мысли,
воспоминания Таганка так поразительно просты, так несложны,

5
  Бунин И. А. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит, 1965. Т. 2. С. 216. В дальнейшем тексты
Бунина цитируются по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках.



                                          10