Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого
12
Бунинские Митрофан и Мелитон окружены ореолом их
слитности с природой, полны достоинства и силы. Но у Авдея
(рассказ «Забота») этого ореола уже нет, и вечное пребывание в
«батраках у жизни» попросту сделало его жадным и нелюди-
мым, бесцветным, ко всему равнодушным стариком. «Расскажи
что-нибудь интересное, что было в твоей жизни, сказал ему
однажды молодой барин. У меня, слава богу, ничего такого не
было, ответил Авдей. Вот семой десяток живу, а благодарю
бога, интересного ничего не было» (IV, 86).
Мораль патриархального крестьянства общинная, но не
общественная. Это та же мораль отчуждения от общественной,
идейной, интеллектуальной жизни человечества, и Бунин ее ху-
дожественно развенчивает. В его изображении «власть тьмы»
рождается самой деревней, самим патриархальным характером
отношений мужика с миром.
С одной стороны, капиталистический фетишизм собст-
венности, с другой – безысходная нищета замкнули деревен-
скую жизнь в круг очень немногочисленных запросов. Нравст-
венная, интеллектуальная неразвитость крестьянства, жалкий,
нищенский быт деревни порождают нелепость мужицких забав,
легкость совершения преступлений.
«Нравственное чувство» в изображении Бунина оказыва-
ется зависимым от уровня индивидуального сознания личности.
По Бунину, новая капиталистическая, мелкобуржуазная мораль
находит в патриархальной морали не противодействие, а опору.
Тупость Авдея и патриархальная цельность сознания
Митрофана и Мелитона в интерпретации Бунина явления од-
ного порядка. И эта тупость Авдея, «нечеловеческая простота»
его интересов в новых исторических условиях имеют много об-
щего с такой же «нечеловеческой простотой» в непритязатель-
ной звериной хватке Лукьяна Степановича в рассказе «Князь во
князьях». В патриархальную цельность сознания Митрофана и
Мелитона уходит своими корнями и готовность веселого работ-
ника Пашки сегодня поддерживать бунтарские настроения сту-
дента, а завтра хвалиться пойманным и убитым политическим
(«Ночной разговор»), готовность, составляющая самую благо-
датную почву для процветания Лукьянов Степанычей.
      Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого


      Бунинские Митрофан и Мелитон окружены ореолом их
слитности с природой, полны достоинства и силы. Но у Авдея
(рассказ «Забота») этого ореола уже нет, и вечное пребывание в
«батраках у жизни» попросту сделало его жадным и нелюди-
мым, бесцветным, ко всему равнодушным стариком. «Расскажи
что-нибудь интересное, что было в твоей жизни, – сказал ему
однажды молодой барин. – У меня, слава богу, ничего такого не
было, – ответил Авдей. – Вот семой десяток живу, а благодарю
бога, интересного ничего не было» (IV, 86).
      Мораль патриархального крестьянства – общинная, но не
общественная. Это та же мораль отчуждения от общественной,
идейной, интеллектуальной жизни человечества, и Бунин ее ху-
дожественно развенчивает. В его изображении «власть тьмы»
рождается самой деревней, самим патриархальным характером
отношений мужика с миром.
      С одной стороны, капиталистический фетишизм собст-
венности, с другой – безысходная нищета замкнули деревен-
скую жизнь в круг очень немногочисленных запросов. Нравст-
венная, интеллектуальная неразвитость крестьянства, жалкий,
нищенский быт деревни порождают нелепость мужицких забав,
легкость совершения преступлений.
      «Нравственное чувство» в изображении Бунина оказыва-
ется зависимым от уровня индивидуального сознания личности.
По Бунину, новая капиталистическая, мелкобуржуазная мораль
находит в патриархальной морали не противодействие, а опору.
      Тупость Авдея и патриархальная цельность сознания
Митрофана и Мелитона в интерпретации Бунина – явления од-
ного порядка. И эта тупость Авдея, «нечеловеческая простота»
его интересов в новых исторических условиях имеют много об-
щего с такой же «нечеловеческой простотой» в непритязатель-
ной звериной хватке Лукьяна Степановича в рассказе «Князь во
князьях». В патриархальную цельность сознания Митрофана и
Мелитона уходит своими корнями и готовность веселого работ-
ника Пашки сегодня поддерживать бунтарские настроения сту-
дента, а завтра хвалиться пойманным и убитым политическим
(«Ночной разговор»), готовность, составляющая самую благо-
датную почву для процветания Лукьянов Степанычей.


                               12