Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого
13
И в этом предчувствии опасности мелкобуржуазной кре-
стьянской морали для человечества не клевета Бунина на
предреволюционную деревню, а трезвость реалиста.
Бунин пишет деревню не только серыми, мрачными крас-
ками. В его изображении есть краски «светлые», «добрые», по
выражению самого писателя. Эти светлые крестьянские образы
критика обычно отождествляет с патриархальными характерами
и трактует их как образы незлобивых, смиренных крестьян. Ду-
мается, что при этом из поля зрения исследователей выпадают
иные, более важные для Бунина черты крестьянских персона-
жей, которых он рисует как положительных героев.
Действительно, среди светлых, завоевавших симпатии Бу-
нина героев есть персонажи, ассоциирующиеся с типом патри-
архального крестьянина, с образом древней Руси. И одна из их
привлекательных сторон близость к природе, душевная чисто-
та, кротость. Таковы герои крестьянских рассказов 900-х гг.,
таковы Аверкий в повести «Худая трава», Анисья в «Веселом
дворе», Наталья в «Суходоле», мужик с рыжей окладистой бо-
родой и странник с измученным крестьянским лицом в «Дерев-
не» и др. Но этим типом патриархального крестьянина не могут
быть охвачены все крестьянские персонажи Бунина. К нему
нельзя, в частности, отнести Сверчка в одноименном рассказе,
молодого батрака с умными глазами и Кузьму в повести «Де-
ревня», Гервасия в «Суходоле».
Кроме того, само изображение древней Руси Буниным от-
нюдь не исчерпывается созданием патриархального характера.
Не вся древняя Русь Бунина смиренная, незлобивая, благостная.
Она у него и бунтарская. И порой мы недооцениваем в бунин-
ских положительных героях-мужиках этого своеобразного бун-
тарства, конечно, ни в коем случае не социального, но все же
именно бунтарства, хотя у героев Бунина оно проявляется по-
особому, часто парадоксально. Своеобразное бунтарство чувст-
вуется и в поведении Гервасия («Суходол»), и в осознании своей
силы Липатом («Хороших кровей»), и в цельности, несгибаемо-
сти Молодой («Деревня»). Именно бунтарство привлекло вни-
мание писателя к русским юродивым («Иоанн Рыдалец», «Я все
молчу»). И разве нельзя назвать бунтарем самого древнего из
героев Бунина Иванушку («Деревня»), бросившего вызов са-
      Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого


      И в этом предчувствии опасности мелкобуржуазной кре-
стьянской морали для человечества – не клевета Бунина на
предреволюционную деревню, а трезвость реалиста.
      Бунин пишет деревню не только серыми, мрачными крас-
ками. В его изображении есть краски «светлые», «добрые», по
выражению самого писателя. Эти светлые крестьянские образы
критика обычно отождествляет с патриархальными характерами
и трактует их как образы незлобивых, смиренных крестьян. Ду-
мается, что при этом из поля зрения исследователей выпадают
иные, более важные для Бунина черты крестьянских персона-
жей, которых он рисует как положительных героев.
      Действительно, среди светлых, завоевавших симпатии Бу-
нина героев есть персонажи, ассоциирующиеся с типом патри-
архального крестьянина, с образом древней Руси. И одна из их
привлекательных сторон – близость к природе, душевная чисто-
та, кротость. Таковы герои крестьянских рассказов 900-х гг.,
таковы Аверкий в повести «Худая трава», Анисья в «Веселом
дворе», Наталья в «Суходоле», мужик с рыжей окладистой бо-
родой и странник с измученным крестьянским лицом в «Дерев-
не» и др. Но этим типом патриархального крестьянина не могут
быть охвачены все крестьянские персонажи Бунина. К нему
нельзя, в частности, отнести Сверчка в одноименном рассказе,
молодого батрака с умными глазами и Кузьму в повести «Де-
ревня», Гервасия в «Суходоле».
      Кроме того, само изображение древней Руси Буниным от-
нюдь не исчерпывается созданием патриархального характера.
Не вся древняя Русь Бунина смиренная, незлобивая, благостная.
Она у него и бунтарская. И порой мы недооцениваем в бунин-
ских положительных героях-мужиках этого своеобразного бун-
тарства, – конечно, ни в коем случае не социального, но все же
именно бунтарства, хотя у героев Бунина оно проявляется по-
особому, часто парадоксально. Своеобразное бунтарство чувст-
вуется и в поведении Гервасия («Суходол»), и в осознании своей
силы Липатом («Хороших кровей»), и в цельности, несгибаемо-
сти Молодой («Деревня»). Именно бунтарство привлекло вни-
мание писателя к русским юродивым («Иоанн Рыдалец», «Я все
молчу»). И разве нельзя назвать бунтарем самого древнего из
героев Бунина – Иванушку («Деревня»), бросившего вызов са-

                               13