ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого
14
мой смерти? Эта романтизация психологического бунтарства не
противоречит всем известному консерватизму бунинского ми-
ровоззрения, а, наоборот, во многом объясняется его специфи-
кой.
Бунин никогда не поэтизирует реальный социальный про-
тест. Крестьянский бунт в его изображении дик, неразумен, не-
эстетичен. Более того, это всегда бунт рабов. Так, рабами в ду-
ше, озлобленными, но жалкими людьми предстают перед нами
Никифор в рассказе «Сказка», Протасов в «Буднях», шорник в
«Деревне». «Действует ли на твое настроение погода? Или тебе
все равно? – спрашивает Никифора барин. – Как же так все рав-
но, – деловито говорит Никифор.– Конечно, жалко. Да у меня-то
еще милость: и строения-то всего одна изба. А, конечно, и та
преет, протекает... Железная крыша, и та ржавеет, не то, что со-
лома...» (IV, 168)
Утилитарное отношение к природе оборачивается утили-
тарным, узким отношением к жизни вообще. За гривенник Ни-
кифор делается сказочником, развлекающим барина, добро-
вольно принимает роль, в которой чувствует себя нелепым и
униженным. Раздражение против барина, определяющее содер-
жание тех историй, которые он барину рассказывает, еще более
подчеркивает унизительность его положения. В суровой худо-
жественной оценке, данной Буниным своим героям-бун-
товщикам, решающим моментом является не столько социаль-
ное содержание бунта, сколько жалкие, нелепые формы его вы-
ражения, свидетельствующие об изломанности, немасштабности
этих героев как личностей.
Певец душевно раскованной, поэтической, внутренне сво-
бодной человеческой личности, Бунин не принял революции. В
изображенной им современной русской деревне писатель не мог
найти своего положительного героя среди персонажей, погру-
женных в конкретно-исторический деревенский быт, который
неминуемо бы раздавил его. И Бунин-реалист это отчетливо по-
нимает. Оттого-то положительно очерченные автором герои ни-
когда не являются земледельцами. Это обычно крестьяне, не
занимающиеся земледельческим трудом и потому отчужденные
автором от реального, чисто крестьянского труда. Митрофан в
рассказе «Сосны» – охотник, Мелитон («Мелитон») – сторож,
Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого мой смерти? Эта романтизация психологического бунтарства не противоречит всем известному консерватизму бунинского ми- ровоззрения, а, наоборот, во многом объясняется его специфи- кой. Бунин никогда не поэтизирует реальный социальный про- тест. Крестьянский бунт в его изображении дик, неразумен, не- эстетичен. Более того, это всегда бунт рабов. Так, рабами в ду- ше, озлобленными, но жалкими людьми предстают перед нами Никифор в рассказе «Сказка», Протасов в «Буднях», шорник в «Деревне». «Действует ли на твое настроение погода? Или тебе все равно? – спрашивает Никифора барин. – Как же так все рав- но, – деловито говорит Никифор.– Конечно, жалко. Да у меня-то еще милость: и строения-то всего одна изба. А, конечно, и та преет, протекает... Железная крыша, и та ржавеет, не то, что со- лома...» (IV, 168) Утилитарное отношение к природе оборачивается утили- тарным, узким отношением к жизни вообще. За гривенник Ни- кифор делается сказочником, развлекающим барина, добро- вольно принимает роль, в которой чувствует себя нелепым и униженным. Раздражение против барина, определяющее содер- жание тех историй, которые он барину рассказывает, еще более подчеркивает унизительность его положения. В суровой худо- жественной оценке, данной Буниным своим героям-бун- товщикам, решающим моментом является не столько социаль- ное содержание бунта, сколько жалкие, нелепые формы его вы- ражения, свидетельствующие об изломанности, немасштабности этих героев как личностей. Певец душевно раскованной, поэтической, внутренне сво- бодной человеческой личности, Бунин не принял революции. В изображенной им современной русской деревне писатель не мог найти своего положительного героя среди персонажей, погру- женных в конкретно-исторический деревенский быт, который неминуемо бы раздавил его. И Бунин-реалист это отчетливо по- нимает. Оттого-то положительно очерченные автором герои ни- когда не являются земледельцами. Это обычно крестьяне, не занимающиеся земледельческим трудом и потому отчужденные автором от реального, чисто крестьянского труда. Митрофан в рассказе «Сосны» – охотник, Мелитон («Мелитон») – сторож, 14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »