Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого
16
Поэтизация того бунтарства, о котором мы говорили вы-
ше, для Бунина возможна только в образах, лежащих в плане
анализа «сущностного», натурфилософского. Однако даже в
этих образах бунтарство привлекает Бунина не само по себе. В
его интерпретации это признак колоритной, выбивающейся из
жизненных стандартов личности, если и не осознавшей, то сти-
хийно почувствовавшей себя человеком. И потому в оценке Бу-
нина эти подчас трагические, изломанные, темные натуры стоят
в одном ряду с натурами светлыми, кроткими: Лирником Родио-
ном, Анисьей («Веселый двор»), Аверкием («Худая трава»), На-
тальей («Суходол») и др. Всех их объединяет способность ху-
дожественного, поэтически-созерцательного отношения к жиз-
ни.
Бунинский критерий положительного героя один, неза-
висимо от того, кто является объектом изображения: дворянин,
лавочник или мужик. Это критерий самосознания. И одинако-
вость требований, предъявляемых писателем в его произведени-
ях дворянину и крестьянину, говорит не об аристократическом
пренебрежении Бунина к мужику, а, наоборот, о демократизме
его художественного мышления.
Крестьянский характер в изображении Бунина не устрем-
лен в прошлое. Наоборот, изображая русскую деревню, русско-
го мужика, писатель по-своему, своими средствами отвечал по-
требности времени в духовно освобожденной, творческой лич-
ности как одному из принципиальных завоеваний историческо-
го прогресса.
      Русская деревня в изображении И. Бунина и Л. Толстого


      Поэтизация того бунтарства, о котором мы говорили вы-
ше, для Бунина возможна только в образах, лежащих в плане
анализа «сущностного», натурфилософского. Однако даже в
этих образах бунтарство привлекает Бунина не само по себе. В
его интерпретации это признак колоритной, выбивающейся из
жизненных стандартов личности, если и не осознавшей, то сти-
хийно почувствовавшей себя человеком. И потому в оценке Бу-
нина эти подчас трагические, изломанные, темные натуры стоят
в одном ряду с натурами светлыми, кроткими: Лирником Родио-
ном, Анисьей («Веселый двор»), Аверкием («Худая трава»), На-
тальей («Суходол») и др. Всех их объединяет способность ху-
дожественного, поэтически-созерцательного отношения к жиз-
ни.
      Бунинский критерий положительного героя – один, неза-
висимо от того, кто является объектом изображения: дворянин,
лавочник или мужик. Это критерий самосознания. И одинако-
вость требований, предъявляемых писателем в его произведени-
ях дворянину и крестьянину, говорит не об аристократическом
пренебрежении Бунина к мужику, а, наоборот, о демократизме
его художественного мышления.
      Крестьянский характер в изображении Бунина не устрем-
лен в прошлое. Наоборот, изображая русскую деревню, русско-
го мужика, писатель по-своему, своими средствами отвечал по-
требности времени в духовно освобожденной, творческой лич-
ности как одному из принципиальных завоеваний историческо-
го прогресса.




                               16