Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
18
нина романе «Анна Каренина») величина, цвет и форма его
ушей в представлении Анны. При описании княжны Марьи не
вообще тяжесть ее шагов, а именно тяжесть, происходившая
оттого, что она ступала с пятки на носок и т. д.
Появляющиеся на одно мгновенье во время разгрома Мо-
сквы купцы вводятся Толстым в роман с прыщами около носа, у
казнимого Растопчиным Верещагина Толстой отмечает длин-
ную шею и лисий тулупчик, у пленного француза, также встре-
чающегося только в одном эпизоде, – дырочку на подбородке.
Говоря о страдании, которое пленному Пьеру доставляли
его непривычные к переходам ноги, Толстой обстоятельно
уточняет, что они были «босые», «стертые», «заструпелые». Хо-
лод же, по мнению писателя, особых неприятностей ему не при-
носил. И Толстой тотчас конкретизирует: днем на ходу всегда
было жарко, ночью были костры, кроме того, вши, также евшие
его, согревали тело.
Непривычная конкретность толстовской детали вызывала
живую реакцию современников раздражение Тургенева, про-
тест К. Леонтьева, давала материал для карикатур сатирической
«Искре».
Однако природа конкретности толстовской детали – не
натуралистическая. Как показывает в своем исследовании
В. Шкловский, неверно вообще представлять себе, что Толстой
был переполнен наблюдениями так, что искал лишь место и по-
вод сообщить их читателю. Наоборот, подчас используемый
Толстым багаж частностей, конкретных обстоятельств и деталей
происходящего ограничен.
Так, анализируя «Войну и мир», Д. Мережковский выяс-
няет, что историческое полотно романа содержит лишь очень
небольшое количество исторических деталей-штрихов.
«Кажется иногда, что не только читатель, но и сам худож-
ник забывает об этой призме и лишь изредка, как будто спо-
хватившись, вводит какую-нибудь подробность исторического
быта, но сколь робкую, сколь бедную и беспомощную: кое-где
мелькают напудренный парик, лосины, плотно обтягивающие
ляжки гвардейского поручика; старый князь Болконский обра-
щается к дочери «сударыня» и однажды графиня Ростова, вос-
хищаясь письмом сына Николушки, восклицает «что за
      Принципы художественной конкретизации в творчестве
                   Толстого и Бунина: деталь

нина (в романе «Анна Каренина») – величина, цвет и форма его
ушей в представлении Анны. При описании княжны Марьи – не
вообще тяжесть ее шагов, а именно – тяжесть, происходившая
оттого, что она ступала с пятки на носок и т. д.
       Появляющиеся на одно мгновенье во время разгрома Мо-
сквы купцы вводятся Толстым в роман с прыщами около носа, у
казнимого Растопчиным Верещагина Толстой отмечает длин-
ную шею и лисий тулупчик, у пленного француза, также встре-
чающегося только в одном эпизоде, – дырочку на подбородке.
       Говоря о страдании, которое пленному Пьеру доставляли
его непривычные к переходам ноги, Толстой обстоятельно
уточняет, что они были «босые», «стертые», «заструпелые». Хо-
лод же, по мнению писателя, особых неприятностей ему не при-
носил. И Толстой тотчас конкретизирует: днем на ходу всегда
было жарко, ночью были костры, кроме того, вши, также евшие
его, согревали тело.
       Непривычная конкретность толстовской детали вызывала
живую реакцию современников – раздражение Тургенева, про-
тест К. Леонтьева, давала материал для карикатур сатирической
«Искре».
       Однако природа конкретности толстовской детали – не
натуралистическая. Как показывает в своем исследовании
В. Шкловский, неверно вообще представлять себе, что Толстой
был переполнен наблюдениями так, что искал лишь место и по-
вод сообщить их читателю. Наоборот, подчас используемый
Толстым багаж частностей, конкретных обстоятельств и деталей
происходящего ограничен.
       Так, анализируя «Войну и мир», Д. Мережковский выяс-
няет, что историческое полотно романа содержит лишь очень
небольшое количество исторических деталей-штрихов.
       «Кажется иногда, что не только читатель, но и сам худож-
ник забывает об этой призме и лишь изредка, как будто спо-
хватившись, вводит какую-нибудь подробность исторического
быта, но сколь робкую, сколь бедную и беспомощную: кое-где
мелькают напудренный парик, лосины, плотно обтягивающие
ляжки гвардейского поручика; старый князь Болконский обра-
щается к дочери «сударыня» и однажды графиня Ростова, вос-
хищаясь письмом сына Николушки, восклицает «что за

                              18