ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
20
Мнение о натуралистических истоках толстовского дета-
лизирования опровергается и тем, что конкретная и «мелочная»
толстовская деталь избирательна.
Так, рисуя подробно одежду какого-нибудь третьестепен-
ного купца Верещагина, Толстой, как замечает В. Шкловский,
вообще не дает костюма Андрея Болконского и на протяжении
романа одевает его лишь при появлении во время родов жены.
Костюм Ипполита дан Толстым так, что читатель не может его
себе представить. Совершенно условны платья Наташи и Сони,
это девичье платье вообще, тогда как костюм подростка 1805 г.
был весьма характерен. Любопытно, что Толстой не переодевает
героев в эпилоге, хотя именно в этот период произошла рево-
люция мужских костюмов.
Избирательность толстовской детали резко ощущалась со-
временниками. Об этом говорит, например, сатирический от-
клик «Искры», приводимый В. Шкловским: «...Если бы какой-
нибудь художник пожелал воспроизвести на полотне знамени-
тую битву под Аустерлицем по роману «Война и мир», то был
бы, вероятно, в большом затруднении составить картину из ма-
териалов, которые дает ему гр. Толстой в своем описании этой
битвы. Придерживаясь строго и добросовестно этого описания,
художник должен будет изобразить следующую картину:
Во-первых, солнце Аустерлица, солнце, как известно, во-
все не похожее на обыкновенное солнце.
Во-вторых, дым. Нельзя же не быть дыму на сражении.
В-третьих, двух бегущих солдат и одного раненого офице-
ра. Остального войска за дымом не видно.
И, в-четвертых, наконец, «белую маленькую ручку» Напо-
леона, которого тоже в дыму не видно. Вот и вся картина по
плану Льва Толстого»
3
.
Таким образом, конкретность, «мелочность» детали Тол-
стого нельзя объяснить ни натуралистическим подходом к изо-
бражению действительности, ни психологически – особым
складом художественного мышления, склонным к обстоятель-
3
Искра. 1868. № 13.
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь Мнение о натуралистических истоках толстовского дета- лизирования опровергается и тем, что конкретная и «мелочная» толстовская деталь избирательна. Так, рисуя подробно одежду какого-нибудь третьестепен- ного купца Верещагина, Толстой, как замечает В. Шкловский, вообще не дает костюма Андрея Болконского и на протяжении романа одевает его лишь при появлении во время родов жены. Костюм Ипполита дан Толстым так, что читатель не может его себе представить. Совершенно условны платья Наташи и Сони, это девичье платье вообще, тогда как костюм подростка 1805 г. был весьма характерен. Любопытно, что Толстой не переодевает героев в эпилоге, хотя именно в этот период произошла рево- люция мужских костюмов. Избирательность толстовской детали резко ощущалась со- временниками. Об этом говорит, например, сатирический от- клик «Искры», приводимый В. Шкловским: «...Если бы какой- нибудь художник пожелал воспроизвести на полотне знамени- тую битву под Аустерлицем по роману «Война и мир», то был бы, вероятно, в большом затруднении составить картину из ма- териалов, которые дает ему гр. Толстой в своем описании этой битвы. Придерживаясь строго и добросовестно этого описания, художник должен будет изобразить следующую картину: Во-первых, солнце Аустерлица, солнце, как известно, во- все не похожее на обыкновенное солнце. Во-вторых, дым. Нельзя же не быть дыму на сражении. В-третьих, двух бегущих солдат и одного раненого офице- ра. Остального войска за дымом не видно. И, в-четвертых, наконец, «белую маленькую ручку» Напо- леона, которого тоже в дыму не видно. Вот и вся картина по плану Льва Толстого»3. Таким образом, конкретность, «мелочность» детали Тол- стого нельзя объяснить ни натуралистическим подходом к изо- бражению действительности, ни психологически – особым складом художественного мышления, склонным к обстоятель- 3 Искра. 1868. № 13. 20
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »