Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
22
сообщает герою или ситуации движение, развитие или, наобо-
рот, подчеркивая повтором неизменность детали, обнажает без-
жизненную сердцевину явления.
Конкретность детали Толстого по-своему отвечает и его
поискам средств «генерализации» стиля, его стремлению сде-
лать каждый компонент стиля прямым и непосредственным вы-
разителем главных идей произведения.
У предшественников Толстого деталь портрета, обстанов-
ки, пейзажа прежде всего так или иначе характеризует героя
произведения и только через него, опосредованно, раскрывает
общую авторскую концепцию. Так, детали домашнего обихода
гоголевских помещиков прежде всего средство индивидуа-
лизации характеров и только через них уже раскрывается мысль
о неизбежной гибели данного социального уклада, представите-
лями которого герои и являются.
Толстой же использует деталь, чтобы непосредственно
развернуть свою концепцию живой жизни. Конкретность, пла-
стичность, зримость толстовской детали в 50–60-е гг. способ
утверждения красоты и этичности естественной жизни, неис-
черпаемых возможностей ее бытия и развития. Особенность де-
тализации у Толстого, таким образом, уже сама по себе художе-
ственно раскрывает толстовскую систему философского панте-
изма.
С другой стороны, «вещностью», предметностью детали
Толстой пользуется и как средством критически осмыслить и
заклеймить жизнь ложную, «мнимую», какую, в противопо-
ложность трудовому народу, ведут господствующие классы. В
этом случае тщательность детализации помогает сорвать маску
с внешней благопристойности жизненного уклада, раскрыть его
бессодержательность, его мертвящую, антигуманную сущность.
Этот прием особенно часто используется поздним Тол-
стым, в частности в романе «Воскресение». «Остранение» де-
тали, о котором писал В. Шкловский и затем другие исследова-
тели, – частный случай этого приема.
Подчеркнутая «вещность», дробность детали дает Толсто-
му возможность обнажить фетишизм буржуазного общества, его
накопительскую, товарную основу. Так, пломбы в зубах Нехлю-
дова как деталь мало что дают для более глубокого пред-
     Принципы художественной конкретизации в творчестве
                  Толстого и Бунина: деталь

сообщает герою или ситуации движение, развитие или, наобо-
рот, подчеркивая повтором неизменность детали, обнажает без-
жизненную сердцевину явления.
      Конкретность детали Толстого по-своему отвечает и его
поискам средств «генерализации» стиля, его стремлению сде-
лать каждый компонент стиля прямым и непосредственным вы-
разителем главных идей произведения.
      У предшественников Толстого деталь портрета, обстанов-
ки, пейзажа прежде всего так или иначе характеризует героя
произведения и только через него, опосредованно, раскрывает
общую авторскую концепцию. Так, детали домашнего обихода
гоголевских помещиков прежде всего – средство индивидуа-
лизации характеров и только через них уже раскрывается мысль
о неизбежной гибели данного социального уклада, представите-
лями которого герои и являются.
      Толстой же использует деталь, чтобы непосредственно
развернуть свою концепцию живой жизни. Конкретность, пла-
стичность, зримость толстовской детали в 50–60-е гг. – способ
утверждения красоты и этичности естественной жизни, неис-
черпаемых возможностей ее бытия и развития. Особенность де-
тализации у Толстого, таким образом, уже сама по себе художе-
ственно раскрывает толстовскую систему философского панте-
изма.
      С другой стороны, «вещностью», предметностью детали
Толстой пользуется и как средством критически осмыслить и
заклеймить жизнь ложную, «мнимую», какую, в противопо-
ложность трудовому народу, ведут господствующие классы. В
этом случае тщательность детализации помогает сорвать маску
с внешней благопристойности жизненного уклада, раскрыть его
бессодержательность, его мертвящую, антигуманную сущность.
      Этот прием особенно часто используется поздним Тол-
стым, в частности – в романе «Воскресение». «Остранение» де-
тали, о котором писал В. Шкловский и затем другие исследова-
тели, – частный случай этого приема.
      Подчеркнутая «вещность», дробность детали дает Толсто-
му возможность обнажить фетишизм буржуазного общества, его
накопительскую, товарную основу. Так, пломбы в зубах Нехлю-
дова – как деталь – мало что дают для более глубокого пред-

                             22