ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
23
ставления о личности героя, его характере и, наоборот, значимы
для разоблачения искусственности, ложности жизненных идеа-
лов и всего образа жизни петербургского света.
Интересно отметить и еще одну особенность толстовской
детали. Как и всякий другой значительный компонент стиля,
деталь по-своему моделирует его основные тенденции.
Деталь Толстого – своеобразная микромодель толстовско-
го эпизма – «эпизма связей» – и его незаменимое орудие. Дейст-
вительно, всякая бытовая деталь у Толстого потенциально – де-
таль психологическая, она всегда может выступить как непо-
средственная деталь психического процесса. В то же время Тол-
стой повышает идейную содержательность детали, и она спо-
собна быть прямым носителем философской и идеологической
концепции произведения. Так, в детали как бы синтезируется
эмоциональная, психологическая и интеллектуальная стихия
творчества Толстого, и этот синтез, благодаря соотнесенности
детали с временем, существует во времени, в динамике.
Деталь Толстого – маленькая модель той светлой, разви-
вающейся гармонии, которую писатель искал в человеческих
отношениях и которую он отстаивал не только как мыслитель,
но и как художник – самой художественной тканью своего
творчества, своим стилем.
Деталь Бунина, во многом близка детали Толстого. Бунин
сознательно наследует конкретность, обстоятельность, «мелоч-
ность» детали Толстого. «Видимость», тщательную выписан-
ность, наглядность бунинского мира отмечал еще один из его
первых критиков – А. Дерман
4
. И так же, как в свое время со-
временники Толстого, склонен был расценивать ее как на-
туралистические издержки. Этой особенности детали, ее кон-
кретности Бунин верен на протяжении всего своего творческого
пути, хотя его деталь и претерпела определенную эволюцию.
Так, проза Бунина начала 900-х гг. находится под явным воздей-
ствием поэзии. Бунин-прозаик этого периода тяготеет к бесфа-
бульности, к отчетливо выраженному лирическому началу и в
целом отталкивается от своей манеры письма 90-х гг., находя-
щейся под сильным влиянием прозы Толстого. Но для Бунина
4
Дерман А. И. А. Бунин // Русская мысль. 1914. Кн. VI. С. 71.
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь ставления о личности героя, его характере и, наоборот, значимы для разоблачения искусственности, ложности жизненных идеа- лов и всего образа жизни петербургского света. Интересно отметить и еще одну особенность толстовской детали. Как и всякий другой значительный компонент стиля, деталь по-своему моделирует его основные тенденции. Деталь Толстого – своеобразная микромодель толстовско- го эпизма – «эпизма связей» – и его незаменимое орудие. Дейст- вительно, всякая бытовая деталь у Толстого потенциально – де- таль психологическая, она всегда может выступить как непо- средственная деталь психического процесса. В то же время Тол- стой повышает идейную содержательность детали, и она спо- собна быть прямым носителем философской и идеологической концепции произведения. Так, в детали как бы синтезируется эмоциональная, психологическая и интеллектуальная стихия творчества Толстого, и этот синтез, благодаря соотнесенности детали с временем, существует во времени, в динамике. Деталь Толстого – маленькая модель той светлой, разви- вающейся гармонии, которую писатель искал в человеческих отношениях и которую он отстаивал не только как мыслитель, но и как художник – самой художественной тканью своего творчества, своим стилем. Деталь Бунина, во многом близка детали Толстого. Бунин сознательно наследует конкретность, обстоятельность, «мелоч- ность» детали Толстого. «Видимость», тщательную выписан- ность, наглядность бунинского мира отмечал еще один из его первых критиков – А. Дерман4. И так же, как в свое время со- временники Толстого, склонен был расценивать ее как на- туралистические издержки. Этой особенности детали, ее кон- кретности Бунин верен на протяжении всего своего творческого пути, хотя его деталь и претерпела определенную эволюцию. Так, проза Бунина начала 900-х гг. находится под явным воздей- ствием поэзии. Бунин-прозаик этого периода тяготеет к бесфа- бульности, к отчетливо выраженному лирическому началу и в целом отталкивается от своей манеры письма 90-х гг., находя- щейся под сильным влиянием прозы Толстого. Но для Бунина 4 Дерман А. И. А. Бунин // Русская мысль. 1914. Кн. VI. С. 71. 23
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- …
- следующая ›
- последняя »