ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
21
ности и педантичности, присущим, например, писателям типа
Гончарова. Природа толстовской детали – иная.
Конкретность, «мелочность» детали у Толстого обуслов-
лены не богатством фактического материала действительности,
привлекаемого писателем для изображения, а художественным
принципом изображения. Деталь Толстого – это в первую оче-
редь принадлежность не материала, а метода и стиля его подачи
автором. Отсюда, если память или источники, по которым Тол-
стой изучает отдаленную эпоху, не подсказывают ему деталей в
необходимом количестве и необходимой конкретности, Толстой
создает «мнимые» детали.
Особенности детализации Толстого его стиля отвечают
стремлению художника показать мир в развитии, в процессе
становления. «Дробность», предельная конкретность, обстоя-
тельность детали (но не детализации) ограничивает ее характер-
ность во времени и тем самым сообщает ей самой дополнитель-
ную способность обозначать, обнажать время. Толстовская де-
таль, в силу своей конкретности, всегда действительна на какой-
то узкий, определенный период времени и потому в своей осно-
ве оказывается соотнесенной с временем.
Деталь Толстого, в принципе, именно в силу той же своей
конкретности, «выписанности», обнаруживает тенденцию ха-
рактеризовать прежде всего не столько суть явления, предмета,
сколько его состояние в каждый определенный момент. И это
состояние может выражать его суть, а может и маскировать ее.
В этом вероятном расхождении Толстой черпает новые средства
изобразительности. Отсюда особая сатирическая «ударность»
его детали, сила разоблачительного пафоса.
Думается, с «временным» свойством детали Толстого свя-
зана и ее повторяемость как одна из характерных особенностей
детализации Толстого. Исследователи обычно отмечают раз-
личные функции, в которых повтор детали выступает у Тол-
стого. Но это только одна сторона вопроса.
Обусловлен же этот повтор во многом именно кратковре-
менностью детали, ограниченностью ее действия во времени.
Повтор здесь – способ проникнуть через оболочку состояния в
более глубинную и постоянную суть явления или объекта ис-
следования. С помощью повтора детали, варьируя ее, Толстой
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь ности и педантичности, присущим, например, писателям типа Гончарова. Природа толстовской детали – иная. Конкретность, «мелочность» детали у Толстого обуслов- лены не богатством фактического материала действительности, привлекаемого писателем для изображения, а художественным принципом изображения. Деталь Толстого – это в первую оче- редь принадлежность не материала, а метода и стиля его подачи автором. Отсюда, если память или источники, по которым Тол- стой изучает отдаленную эпоху, не подсказывают ему деталей в необходимом количестве и необходимой конкретности, Толстой создает «мнимые» детали. Особенности детализации Толстого его стиля отвечают стремлению художника показать мир в развитии, в процессе становления. «Дробность», предельная конкретность, обстоя- тельность детали (но не детализации) ограничивает ее характер- ность во времени и тем самым сообщает ей самой дополнитель- ную способность обозначать, обнажать время. Толстовская де- таль, в силу своей конкретности, всегда действительна на какой- то узкий, определенный период времени и потому в своей осно- ве оказывается соотнесенной с временем. Деталь Толстого, в принципе, именно в силу той же своей конкретности, «выписанности», обнаруживает тенденцию ха- рактеризовать прежде всего не столько суть явления, предмета, сколько его состояние в каждый определенный момент. И это состояние может выражать его суть, а может и маскировать ее. В этом вероятном расхождении Толстой черпает новые средства изобразительности. Отсюда особая сатирическая «ударность» его детали, сила разоблачительного пафоса. Думается, с «временным» свойством детали Толстого свя- зана и ее повторяемость как одна из характерных особенностей детализации Толстого. Исследователи обычно отмечают раз- личные функции, в которых повтор детали выступает у Тол- стого. Но это только одна сторона вопроса. Обусловлен же этот повтор во многом именно кратковре- менностью детали, ограниченностью ее действия во времени. Повтор здесь – способ проникнуть через оболочку состояния в более глубинную и постоянную суть явления или объекта ис- следования. С помощью повтора детали, варьируя ее, Толстой 21
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »