Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
19
штиль»... О внутренней, домашней обстановке русского вель-
можи александровского времени встречается на всем протяже-
нии «Войны и мира» одно упоминание, занимающее полстроки:
в московском дворце старого графа Безухова «стеклянные сени
с двумя рядами статуй в нишах»
1
.
Известно, что ряд конкретных деталей у Толстого повто-
ряется, кочует из одного произведения в другое. Кроме того,
бытовые характеристики Толстого часто «мнимые». Таковы, в
частности, описания приемной графа Безухова, кабинета князя
Николая Андреевича Болконского, картина именин Николая
Ростова, костюмы гостей на вечере Анны Павловны Шерер
и т. д.
Характерная в ряде случаев для Толстого «мнимость», ли-
тературность характеристик была отмечена еще П. А. Вязем-
ским.
«К чему выводить en toutes lettres гр. Растопчина, лицо
еще более известное и в Москве, и в истории 1812 г.? писал
Вяземский по поводу «Войны и мира». И выводя эту энерги-
ческую и резко выдающуюся личность, можно ли ограничиться
некоторыми внешними приметами, как в виде, выданном от
полиции, или отметкою о том, что он был в генеральском мун-
дире и с лентой через плечо? Да он и был генерал и, следова-
тельно, не мог быть иначе, как в генеральском мундире. В чрез-
вычайном соображении и в присутствии государя должен был
он быть неминуемо и с лентой через плечо, как и все прочие,
имевшие орденские знаки. Что это за характеристика? А между
тем тут обнаруживается притязание или поползновение придать
картине исторический оттенок. Вот что должно сбивать легко-
верного читателя и что, по моему мнению, нехорошо, непрости-
тельно»
2
. Упрек Вяземского Толстому наивен. Однако сама кон-
статация этой необстоятельности Толстого-бытописца для нас
важна. Она отводит от детали Толстого обвинение в натурализ-
ме и заставляет нас искать другое объяснение «мелочности»
толстовской детали.
1
Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. СПб, 1903. Т.1. С. 206.
2
Вяземский П. А. Воспоминания о 1812 годе // Собр. соч. М., 1883. Т. VIII. С. 221.
           Принципы художественной конкретизации в творчестве
                        Толстого и Бунина: деталь

штиль»... О внутренней, домашней обстановке русского вель-
можи александровского времени встречается на всем протяже-
нии «Войны и мира» одно упоминание, занимающее полстроки:
в московском дворце старого графа Безухова «стеклянные сени
с двумя рядами статуй в нишах»1.
        Известно, что ряд конкретных деталей у Толстого повто-
ряется, кочует из одного произведения в другое. Кроме того,
бытовые характеристики Толстого часто «мнимые». Таковы, в
частности, описания приемной графа Безухова, кабинета князя
Николая Андреевича Болконского, картина именин Николая
Ростова, костюмы гостей на вечере Анны Павловны Шерер
и т. д.
        Характерная в ряде случаев для Толстого «мнимость», ли-
тературность характеристик была отмечена еще П. А. Вязем-
ским.
        «К чему выводить en toutes lettres гр. Растопчина, лицо
еще более известное и в Москве, и в истории 1812 г.? – писал
Вяземский по поводу «Войны и мира». – И выводя эту энерги-
ческую и резко выдающуюся личность, можно ли ограничиться
некоторыми внешними приметами, как в виде, выданном от
полиции, или отметкою о том, что он был в генеральском мун-
дире и с лентой через плечо? Да он и был генерал и, следова-
тельно, не мог быть иначе, как в генеральском мундире. В чрез-
вычайном соображении и в присутствии государя должен был
он быть неминуемо и с лентой через плечо, как и все прочие,
имевшие орденские знаки. Что это за характеристика? А между
тем тут обнаруживается притязание или поползновение придать
картине исторический оттенок. Вот что должно сбивать легко-
верного читателя и что, по моему мнению, нехорошо, непрости-
тельно»2. Упрек Вяземского Толстому наивен. Однако сама кон-
статация этой необстоятельности Толстого-бытописца для нас
важна. Она отводит от детали Толстого обвинение в натурализ-
ме и заставляет нас искать другое объяснение «мелочности»
толстовской детали.

1
    Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. СПб, 1903. Т.1. С. 206.
2
    Вяземский П. А. Воспоминания о 1812 годе // Собр. соч. М., 1883. Т. VIII. С. 221.


                                             19