ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
25
скрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Му-
жик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за дру-
гим» (II, 179).
Лиризм всегда остается отличительным качеством прозы
Бунина. Но приблизительно с 1910-х гг. ХХ в. все более явно
заявляет о себе начало эпическое, объективируется в прозе Бу-
нина сама манера письма. И одновременно Бунин все более соз-
нательно и настойчиво осваивает традиции толстовской детали.
Как и Толстой, он чрезвычайно конкретизирует, сужает, уточня-
ет деталь портрета, жеста, психологического состояния, подчер-
кивает ее фактуру, если эта деталь важна для характеристики
главного героя или центральной мысли произведения. Чаще все-
го это также деталь предметная, наглядная. При этом Бунин сра-
зу обстоятельно уточняет, поясняет, обосновывает деталь.
Логику бунинской конкретизации легко проследить на
простейшем примере – на одной детали из рассказа «Последнее
свидание».
Работник седлает для Стрешнева лошадь и привязывает ее
к гнилому столбу. И – «…мерин долго щеплял, грыз желтым
зубом столб» (VI, 70).
Здесь все предельно и сразу уточнено. Не просто вообще
лошадь, а – «мерин», т. е. обычная крестьянская рабочая ло-
шадь, не отличающаяся особым изяществом, не предназначен-
ная специально для верховой езды. Мерин «грыз» столб, т. е.
проявлял нетерпение, как лошадь крепкая и выносливая. Но
действие уточняется, сводится к одной его определенной раз-
новидности («щеплял», грыз). Уточняется и продолжительность
действия («долго» щеплял, грыз), и его характер («желтым зу-
бом»). Все это позволяет не только отчетливо увидеть движение
лошади, но и саму лошадь – немолодую, выезженную, исполь-
зованную в хозяйстве; а также и запущенность, ветхость усадь-
бы – старый, гнилой столб крыльца. Деталь оказывается очень
емкой. Живописуя фон, на котором затем появится герой рас-
сказа, помогая зрителю представить Стрешнева, Бунин одно-
временно как бы объясняет многое в его последующих действи-
ях, в сюжете рассказа.
Эта строгая точность, конкретность, предметность очень
характерна для детали Бунина в 1910-е гг. В повести «При доро-
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь скрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Му- жик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за дру- гим» (II, 179). Лиризм всегда остается отличительным качеством прозы Бунина. Но приблизительно с 1910-х гг. ХХ в. все более явно заявляет о себе начало эпическое, объективируется в прозе Бу- нина сама манера письма. И одновременно Бунин все более соз- нательно и настойчиво осваивает традиции толстовской детали. Как и Толстой, он чрезвычайно конкретизирует, сужает, уточня- ет деталь портрета, жеста, психологического состояния, подчер- кивает ее фактуру, если эта деталь важна для характеристики главного героя или центральной мысли произведения. Чаще все- го это также деталь предметная, наглядная. При этом Бунин сра- зу обстоятельно уточняет, поясняет, обосновывает деталь. Логику бунинской конкретизации легко проследить на простейшем примере – на одной детали из рассказа «Последнее свидание». Работник седлает для Стрешнева лошадь и привязывает ее к гнилому столбу. И – «…мерин долго щеплял, грыз желтым зубом столб» (VI, 70). Здесь все предельно и сразу уточнено. Не просто вообще лошадь, а – «мерин», т. е. обычная крестьянская рабочая ло- шадь, не отличающаяся особым изяществом, не предназначен- ная специально для верховой езды. Мерин «грыз» столб, т. е. проявлял нетерпение, как лошадь крепкая и выносливая. Но действие уточняется, сводится к одной его определенной раз- новидности («щеплял», грыз). Уточняется и продолжительность действия («долго» щеплял, грыз), и его характер («желтым зу- бом»). Все это позволяет не только отчетливо увидеть движение лошади, но и саму лошадь – немолодую, выезженную, исполь- зованную в хозяйстве; а также и запущенность, ветхость усадь- бы – старый, гнилой столб крыльца. Деталь оказывается очень емкой. Живописуя фон, на котором затем появится герой рас- сказа, помогая зрителю представить Стрешнева, Бунин одно- временно как бы объясняет многое в его последующих действи- ях, в сюжете рассказа. Эта строгая точность, конкретность, предметность очень характерна для детали Бунина в 1910-е гг. В повести «При доро- 25
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »