Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
27
были на пятке и подошве, точно натертую черным воском, и
тряхнул ею, развевая по свежему ветру нестерпимое зловоние»
(III, 272). Интересно, что ступня, ноги, вероятно, кажутся Буни-
ну такой же выразительной деталью внешнего и внутреннего
облика, как рука и ладонь Толстому. Бунин рисует их часто и
тщательно, предельно уточняя изображение: в «Петлистых
ушах», «Господине из Сан-Франциско», «Отто Штейне», «Весе-
лом дворе», «Захаре Воробьеве», «Русе» и др.
Как и Толстой, Бунин вообще любит изображать челове-
ческое тело и верит ему. Под его взглядом любой, кажется, ма-
лозаметный, случайный штрих в чертах лица, в строении тела, в
манере держаться может превратиться в характерную психоло-
гическую и социальную деталь. Так, в «Деревне» потомок об-
нищавших Дурново «полный, ласковый барчук, лысый на два-
дцать пятом году, но с великолепной каштановой бородой». Под
пером Бунина приобретают особый смысл и свежевыбритый
рот, петлистые уши Соколовича, и легкое дыхание Оли Мещер-
ской, и белые и легкие, как ковыль, вокруг темного черепа воло-
сы Таганка, и крупные, выпуклые, миндального цвета ногти
господина из Сан-Франциско.
По-толстовски обстоятельно, предметно Бунин делает бы-
товые зарисовки, создает жанровые массовые сцены. И, в тра-
дициях же Толстого, проходящие, эпизодические герои входят в
повествование с целым рядом конкретных, точных подробно-
стей костюма, жеста, портрета. Это прежде всего деталь мгно-
вения, ситуации, положения. Так в рассказе «Сны» писатель ри-
сует ночной вагон: «Снова завизжала и заныла входная дверь,
показался кондуктор в тяжелой мокрой шинели с оторванным на
спине хлястиком, за ним смазчик с тусклым фонарем в руке... Я
вышел на платформу.
Там я долго ходил в темноте ветреной, сырой ночи. Нако-
нец, сотрясая зазвеневшие рельсы, загорелся в тумане своими
огромными красными глазами пассажирский паровоз. Я поднял-
ся в полутемный, теплый и вонючий вагон, переполненный
спящим народом…» (II, 272).
Итак, бунинской детали не присуща особая экспрессив-
ность, гротеск. Обычно это конкретная предметная деталь пей-
      Принципы художественной конкретизации в творчестве
                   Толстого и Бунина: деталь

были на пятке и подошве, – точно натертую черным воском, и
тряхнул ею, развевая по свежему ветру нестерпимое зловоние»
(III, 272). Интересно, что ступня, ноги, вероятно, кажутся Буни-
ну такой же выразительной деталью внешнего и внутреннего
облика, как рука и ладонь – Толстому. Бунин рисует их часто и
тщательно, предельно уточняя изображение: в «Петлистых
ушах», «Господине из Сан-Франциско», «Отто Штейне», «Весе-
лом дворе», «Захаре Воробьеве», «Русе» и др.
       Как и Толстой, Бунин вообще любит изображать челове-
ческое тело и верит ему. Под его взглядом любой, кажется, ма-
лозаметный, случайный штрих в чертах лица, в строении тела, в
манере держаться может превратиться в характерную психоло-
гическую и социальную деталь. Так, в «Деревне» потомок об-
нищавших Дурново – «полный, ласковый барчук, лысый на два-
дцать пятом году, но с великолепной каштановой бородой». Под
пером Бунина приобретают особый смысл и свежевыбритый
рот, петлистые уши Соколовича, и легкое дыхание Оли Мещер-
ской, и белые и легкие, как ковыль, вокруг темного черепа воло-
сы Таганка, и крупные, выпуклые, миндального цвета ногти
господина из Сан-Франциско.
       По-толстовски обстоятельно, предметно Бунин делает бы-
товые зарисовки, создает жанровые массовые сцены. И, в тра-
дициях же Толстого, проходящие, эпизодические герои входят в
повествование с целым рядом конкретных, точных подробно-
стей костюма, жеста, портрета. Это прежде всего деталь мгно-
вения, ситуации, положения. Так в рассказе «Сны» писатель ри-
сует ночной вагон: «Снова завизжала и заныла входная дверь,
показался кондуктор в тяжелой мокрой шинели с оторванным на
спине хлястиком, за ним смазчик с тусклым фонарем в руке... Я
вышел на платформу.
       Там я долго ходил в темноте ветреной, сырой ночи. Нако-
нец, сотрясая зазвеневшие рельсы, загорелся в тумане своими
огромными красными глазами пассажирский паровоз. Я поднял-
ся в полутемный, теплый и вонючий вагон, переполненный
спящим народом…» (II, 272).
       Итак, бунинской детали не присуща особая экспрессив-
ность, гротеск. Обычно это конкретная предметная деталь пей-


                              27