Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
28
зажа, обстановки, портрета, и писатель дает ее в формах самой
действительности.
В принципе символы не чужды реалистической поэтике.
Пользуется ими и Толстой. Однако сравнительно редко. При
этом отличие толстовского символа от обычной детали Толстого
невелико. Чаще всего оно заключается в той повышенной роли,
которая отводится детали-символу в сюжете произведения. То
же и у Бунина. Бунин так же обычно дает деталь в формах самой
действительности, тщательно следит за ее внешней достоверно-
стью. Символическая, экспрессивная деталь, например, Л. Анд-
реева, А. Белого ему чужда. Его деталь обязана своей вырази-
тельностью пластичности и точности ее изображения и отбору.
Конкретная, «мелочная», наглядная деталь в произведени-
ях Бунина, как и Толстого, художественно воплощает авторскую
концепцию действительности, и в частности его философский
пантеизм, его концепцию живой жизни богатой, неисчерпае-
мой в своих вариантах и возможностях. Только так можно по-
нять щедрую и тщательную детализацию портрета второстепен-
ных и просто эпизодических, случайных героев, бытовой обста-
новки.
Рассматривать в этом случае деталь как средство индиви-
дуализации характеров будет натяжкой. В то же время автор-
ское увлечение предметной, конкретной деталью трудно объ-
яснить и одной заботой автора об иллюзии правдоподобности.
Бунинское «опьянение» колоритной, чувственной, кра-
сочной деталью в массовых жанровых сценах глубоко содер-
жательно. В некоторых случаях оно своеобразный способ ут-
верждения ценности и значительности жизни во всех ее прояв-
лениях. В нем находит также выражение то большое значение,
которое Бунин придавал красоте, ее роли в истории человечест-
ва. Именно таким нам представляется, например, смысл изо-
бражения ярмарки в рассказе «Подторжье».
Думается, достаточно привести любой произвольно взя-
тый из рассказа отрывок.
«...И с каждым шагом вперед все растет теснота от на-
рода, от телег, от скотины: поминутно спотыкаешься на свя-
занных овец, лежащих на земле средь пыли и навоза, опасливо
пробираешься между рогатой скотиной, жмешься возле лоша-
     Принципы художественной конкретизации в творчестве
                  Толстого и Бунина: деталь

зажа, обстановки, портрета, и писатель дает ее в формах самой
действительности.
      В принципе символы не чужды реалистической поэтике.
Пользуется ими и Толстой. Однако сравнительно редко. При
этом отличие толстовского символа от обычной детали Толстого
невелико. Чаще всего оно заключается в той повышенной роли,
которая отводится детали-символу в сюжете произведения. То
же и у Бунина. Бунин так же обычно дает деталь в формах самой
действительности, тщательно следит за ее внешней достоверно-
стью. Символическая, экспрессивная деталь, например, Л. Анд-
реева, А. Белого ему чужда. Его деталь обязана своей вырази-
тельностью пластичности и точности ее изображения и отбору.
      Конкретная, «мелочная», наглядная деталь в произведени-
ях Бунина, как и Толстого, художественно воплощает авторскую
концепцию действительности, и в частности – его философский
пантеизм, его концепцию живой жизни – богатой, неисчерпае-
мой в своих вариантах и возможностях. Только так можно по-
нять щедрую и тщательную детализацию портрета второстепен-
ных и просто эпизодических, случайных героев, бытовой обста-
новки.
      Рассматривать в этом случае деталь как средство индиви-
дуализации характеров будет натяжкой. В то же время автор-
ское увлечение предметной, конкретной деталью трудно объ-
яснить и одной заботой автора об иллюзии правдоподобности.
      Бунинское «опьянение» колоритной, чувственной, кра-
сочной деталью в массовых жанровых сценах глубоко содер-
жательно. В некоторых случаях оно – своеобразный способ ут-
верждения ценности и значительности жизни во всех ее прояв-
лениях. В нем находит также выражение то большое значение,
которое Бунин придавал красоте, ее роли в истории человечест-
ва. Именно таким нам представляется, например, смысл изо-
бражения ярмарки в рассказе «Подторжье».
      Думается, достаточно привести любой произвольно взя-
тый из рассказа отрывок.
      «...И с каждым шагом вперед все растет теснота – от на-
рода, от телег, от скотины: поминутно спотыкаешься на свя-
занных овец, лежащих на земле средь пыли и навоза, опасливо
пробираешься между рогатой скотиной, жмешься возле лоша-

                             28