ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
30
черпывается авторской концепцией философского пантеизма,
живой жизни. Так или иначе она содержит утверждение красоты
и нравственности всего естественного, непосредственного –
будь это круговорот природы, крестьянский быт или тонкое ин-
тимное чувство. Конкретность, «мелочность» пейзажной детали,
красочность и пластичность ее изображения являются в этих
произведениях средством художественного воплощения лири-
ческой мысли. Но, вместе с тем, в произведениях этого периода
лирическая мысль раскрывается автором и непосредственно,
прямо – от лица героев, от лица самого повествователя. Лириче-
ская окрашенность пейзажной детали, таким образом, как бы
обнажает, выявляет для читателя ее смысл.
После 1910 г. пейзажная деталь в прозе Бунина эпизиру-
ется, лишается откровенной лирической окрашенности, дается
автором более сжато, сдержанно. По-прежнему Бунин использу-
ет пейзажную деталь для воплощения в произведении своей фи-
лософской концепции действительности, своих эстетических
идеалов. Но теперь писатель отказывается от приемов лириче-
ского письма. Из прозы исчезает прямая интерпретация идейно-
го содержания пейзажа, даваемая Буниным, как мы это видели
выше, от лица героя или повествователя. Идейная содержатель-
ность пейзажной детали выявляется более косвенно, средствами
самого эпического изображения. Увеличивается идеологическая
содержательность детали.
Так, в «Деревне» конкретность, предметность детали
портрета и бытовой обстановки в сцене крестьянского бунта
передает силу и серьезность бунтарских настроений мужиков.
Сцена ярмарочной торговли в «Деревне» очень напомина-
ет ярмарку в «Подторжье». Но здесь конкретность бытовой и
портретной детали помогает автору выразить, какой тяжестью
ложится на человеческую личность буржуазный мир чистогана.
Детализация здесь – способ раскрытия символического образа
буржуазной действительности – образа золотой клетки, пленни-
ком которой чувствует себя Тихон (II, 14).
В ряде произведений деталь обстановки, портрета исполь-
зуется Буниным как средство социального анализа действитель-
ности. В таких известных вещах этого плодотворного периода,
как «Деревня», «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Ста-
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь черпывается авторской концепцией философского пантеизма, живой жизни. Так или иначе она содержит утверждение красоты и нравственности всего естественного, непосредственного – будь это круговорот природы, крестьянский быт или тонкое ин- тимное чувство. Конкретность, «мелочность» пейзажной детали, красочность и пластичность ее изображения являются в этих произведениях средством художественного воплощения лири- ческой мысли. Но, вместе с тем, в произведениях этого периода лирическая мысль раскрывается автором и непосредственно, прямо – от лица героев, от лица самого повествователя. Лириче- ская окрашенность пейзажной детали, таким образом, как бы обнажает, выявляет для читателя ее смысл. После 1910 г. пейзажная деталь в прозе Бунина эпизиру- ется, лишается откровенной лирической окрашенности, дается автором более сжато, сдержанно. По-прежнему Бунин использу- ет пейзажную деталь для воплощения в произведении своей фи- лософской концепции действительности, своих эстетических идеалов. Но теперь писатель отказывается от приемов лириче- ского письма. Из прозы исчезает прямая интерпретация идейно- го содержания пейзажа, даваемая Буниным, как мы это видели выше, от лица героя или повествователя. Идейная содержатель- ность пейзажной детали выявляется более косвенно, средствами самого эпического изображения. Увеличивается идеологическая содержательность детали. Так, в «Деревне» конкретность, предметность детали портрета и бытовой обстановки в сцене крестьянского бунта передает силу и серьезность бунтарских настроений мужиков. Сцена ярмарочной торговли в «Деревне» очень напомина- ет ярмарку в «Подторжье». Но здесь конкретность бытовой и портретной детали помогает автору выразить, какой тяжестью ложится на человеческую личность буржуазный мир чистогана. Детализация здесь – способ раскрытия символического образа буржуазной действительности – образа золотой клетки, пленни- ком которой чувствует себя Тихон (II, 14). В ряде произведений деталь обстановки, портрета исполь- зуется Буниным как средство социального анализа действитель- ности. В таких известных вещах этого плодотворного периода, как «Деревня», «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Ста- 30
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »