ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
32
дельных богатств и горестей живой жизни и мира искусствен-
ных, товарных ценностей. А эстетически – как деталь одного из
двух отрицающих друг друга стилей.
Первый стиль создают детали Цейлонского пейзажа и ви-
да старых районов Коломбо, детали внешнего облика старого и
молодого рикши, невесты и матери молодого рикши, детали об-
ряда похорон старика, заклинания змей, наконец, детали всей
недолгой истории любви и смерти молодого рикши. Второй
стиль создают детали поведения и манер европейцев-коло-
низаторов, их одежды и речи, их времяпровождения и самого
мышления англичанина, архитектурный стиль Форта, делового
района Коломбо, стиль поведения и внешнего облика приоб-
щенных к цивилизации сингалезов, «тех, у кого есть достаток,
кто торгует в городе».
Контраст стилей художественно и идейно организует все
произведение.
Как и деталь Толстого, деталь Бунина в силу ее конкрет-
ности, точности отражает явление в какую-то малую единицу
времени и потому характеризует прежде всего какое-то одно из
состояний объекта. В этом смысле деталь Бунина, как и деталь
Толстого, таит в себе возможности импрессионистического
письма с его данью мгновенному впечатлению. С импрессио-
низмом деталь Бунина, в отличие от детали Толстого, сближает
большая экспансивность, субъективность, исключительность,
меньшая избирательность.
По сравнению с толстовской, пейзажная деталь Бунина
передает более тонкие оттенки в красках, в интенсивности цве-
та. Она очень чутка к освещению, к всевозможным отсветам,
которые накладывают друг на друга соседствующие краски. От-
сюда ее неожиданность, иногда, на первый взгляд, неправдопо-
добность, как казались когда-то парадоксом, например, розовые
стога Моне. Отсюда же при описании природы смелость и изо-
щренность бунинских тропов. Пейзажная деталь у Бунина субъ-
ективнее и экспрессивнее толстовской, в ней запечатлен момент
индивидуального и непосредственного восприятия.
В рассказах Бунина, например, летнее небо среднерусской
полосы может быть бесконечно разнообразно. После дождя оно
– в «тающих теплых дымчатых облаках с золотисто-алыми
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь дельных богатств и горестей живой жизни и мира искусствен- ных, товарных ценностей. А эстетически – как деталь одного из двух отрицающих друг друга стилей. Первый стиль создают детали Цейлонского пейзажа и ви- да старых районов Коломбо, детали внешнего облика старого и молодого рикши, невесты и матери молодого рикши, детали об- ряда похорон старика, заклинания змей, наконец, детали всей недолгой истории любви и смерти молодого рикши. Второй стиль создают детали поведения и манер европейцев-коло- низаторов, их одежды и речи, их времяпровождения и самого мышления англичанина, архитектурный стиль Форта, делового района Коломбо, стиль поведения и внешнего облика приоб- щенных к цивилизации сингалезов, «тех, у кого есть достаток, кто торгует в городе». Контраст стилей художественно и идейно организует все произведение. Как и деталь Толстого, деталь Бунина в силу ее конкрет- ности, точности отражает явление в какую-то малую единицу времени и потому характеризует прежде всего какое-то одно из состояний объекта. В этом смысле деталь Бунина, как и деталь Толстого, таит в себе возможности импрессионистического письма с его данью мгновенному впечатлению. С импрессио- низмом деталь Бунина, в отличие от детали Толстого, сближает большая экспансивность, субъективность, исключительность, меньшая избирательность. По сравнению с толстовской, пейзажная деталь Бунина передает более тонкие оттенки в красках, в интенсивности цве- та. Она очень чутка к освещению, к всевозможным отсветам, которые накладывают друг на друга соседствующие краски. От- сюда ее неожиданность, иногда, на первый взгляд, неправдопо- добность, как казались когда-то парадоксом, например, розовые стога Моне. Отсюда же при описании природы смелость и изо- щренность бунинских тропов. Пейзажная деталь у Бунина субъ- ективнее и экспрессивнее толстовской, в ней запечатлен момент индивидуального и непосредственного восприятия. В рассказах Бунина, например, летнее небо среднерусской полосы может быть бесконечно разнообразно. После дождя оно – в «тающих теплых дымчатых облаках с золотисто-алыми 32
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »