Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
34
сыпью огненно-зеленых искр, «мутно-зеркальная вышка маяка»,
бездна «бледно-голубого света», «зелено-золотистый глянец»
океана и т. д. В «Господине из Сан-Франциско» серо-зеленая
водяная пустыня, «серебристо-жемчужная рябь залива», «ту-
манно-лазурные... зыбкие массивы Италии», в гроте скалистой
стены Монте-Соляро Матерь Божия в золотисто-ржавом от не-
погод царском венце. В «Снах Чанга» – «серо-зеленая зыбь»,
«солнечно-голубая» пустота, «черно-коричневые горы, прозрач-
но-яркие» глаза Чанга, «сине-лиловая шагрень» водяных горбов,
огненно-панцирные, черные волны.
Этот принцип изображения у Бунина выходит за границы
только цветового изображения. Так, в «Братьях», например, ду-
ет «тошнотворно-благовонный ветер», в «Господине из Сан-
Франциско» играет «бесстыдно-грустная музыка».
Некоторые пейзажи Бунина смелыми, яркими, интенсив-
ными тонами, неожиданно и контрастно сближенными худож-
ником, близки живописи поздних импрессионистов. Краски не
переходят одна в другую, а, наоборот, как бы отталкиваются.
Вот, например, зарисовка зимнего вечера в деревне («Птицы
небесные»):
«Изумрудные льдины лежали вокруг темно-лиловой про-
руби...
Глубокие январские снега, огромные снежные шапки на
избах алели... Дым из труб дома поднимался в чистое зеленое
небо ровными фиолетовыми столбами» (II, 340).
В манере позднего импрессионизма, подчеркнуто декора-
тивны у Бунина полотна с изображением тропиков.
Вообще у Бунина деталь пейзажа, обстановки, портрета
деталь чувственная. В ней точно и отчетливо уловлены мгно-
венные авторские впечатления цветовые, пространственные,
слуховые, осязательные. Эта непосредственность чувственных
ассоциаций делает многие бунинские образы незабываемыми. У
Бунина может «пахнуть холодеющей травой» («Весенний ве-
чер»); на дороге «после дождя тарантас влажно шуршал», и
«мокрые, точно сразу похудевшие лошади шлепали, блестя под-
ковами, по синей грязи». В саду, в тишине, слышался только
«ровный, струящийся, как непрерывный, мелкий дождик, лепет
серебристой листвы тополей». Наташка, в ожидании не-
     Принципы художественной конкретизации в творчестве
                  Толстого и Бунина: деталь

сыпью огненно-зеленых искр, «мутно-зеркальная вышка маяка»,
бездна «бледно-голубого света», «зелено-золотистый глянец»
океана и т. д. В «Господине из Сан-Франциско» серо-зеленая
водяная пустыня, «серебристо-жемчужная рябь залива», «ту-
манно-лазурные... зыбкие массивы Италии», в гроте скалистой
стены Монте-Соляро Матерь Божия в золотисто-ржавом от не-
погод царском венце. В «Снах Чанга» – «серо-зеленая зыбь»,
«солнечно-голубая» пустота, «черно-коричневые горы, прозрач-
но-яркие» глаза Чанга, «сине-лиловая шагрень» водяных горбов,
огненно-панцирные, черные волны.
      Этот принцип изображения у Бунина выходит за границы
только цветового изображения. Так, в «Братьях», например, ду-
ет «тошнотворно-благовонный ветер», в «Господине из Сан-
Франциско» играет «бесстыдно-грустная музыка».
      Некоторые пейзажи Бунина смелыми, яркими, интенсив-
ными тонами, неожиданно и контрастно сближенными худож-
ником, близки живописи поздних импрессионистов. Краски не
переходят одна в другую, а, наоборот, как бы отталкиваются.
Вот, например, зарисовка зимнего вечера в деревне («Птицы
небесные»):
      «Изумрудные льдины лежали вокруг темно-лиловой про-
руби...
      Глубокие январские снега, огромные снежные шапки на
избах алели... Дым из труб дома поднимался в чистое зеленое
небо ровными фиолетовыми столбами» (II, 340).
      В манере позднего импрессионизма, подчеркнуто декора-
тивны у Бунина полотна с изображением тропиков.
      Вообще у Бунина деталь пейзажа, обстановки, портрета –
деталь чувственная. В ней точно и отчетливо уловлены мгно-
венные авторские впечатления – цветовые, пространственные,
слуховые, осязательные. Эта непосредственность чувственных
ассоциаций делает многие бунинские образы незабываемыми. У
Бунина может «пахнуть холодеющей травой» («Весенний ве-
чер»); на дороге «после дождя – тарантас влажно шуршал», и
«мокрые, точно сразу похудевшие лошади шлепали, блестя под-
ковами, по синей грязи». В саду, в тишине, слышался только
«ровный, струящийся, как непрерывный, мелкий дождик, лепет
серебристой листвы тополей». Наташка, в ожидании не-

                             34