ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
36
мана челюсть в ворот и косясь на мелкую черную толпу, бегу-
щую перед ним, почти противоестественно выделяясь над этой
толпой своим ростом, он мерно клал по панели свои длинные
ступни, все время начинал с левой ноги и делал левый шаг шире
правого. От электрических столбов падали в дым тумана уголь-
ные тени. Густо, с однообразным топотом катились в этом дыму
заиндевевшие извозчичьи лошади; рысаки неслись среди них,
выделяясь силой и нахальством, кидая из ноздрей пар, метав-
шийся с летевшими по ветру дымными волнами; вихрем про-
мелькнула бешено мчавшаяся пара – молоденький офицер,
крепко охвативший талию дамы, прижавшейся к нему и спря-
тавшей лицо в каракулевую муфту... Соколович замедлил шаги
и долго глядел вслед этой паре, туда, где в ледяной мути огром-
ного потока, которым казался Невский, терялась бесконечная
цепь винно-красных трамвайных огней и вспыхивали зеленова-
тые зарницы» (IV, 392).
Некоторые элементы импрессионистического стиля ощу-
щаются и в портретной живописи Бунина. У Бунина-
портретиста, как и в его жанровых сценах, деталь менее избира-
тельна, чем у Толстого. Чаще всего Бунин, в отличие от Толсто-
го, сразу набрасывает более или менее полный, со многими де-
талями, портрет героя. Но это совсем не тот обстоятельный ста-
тичный портрет, что был распространен в литературе до Толсто-
го. Это портрет состояния, в нем главное – движение, жест, ха-
рактерный для героя в его каком-то определенном психологиче-
ском или даже социальном состоянии.
Вот, например, портретная зарисовка в рассказе «Послед-
нее свидание»: «Стрешнев, держа в руке арапник, вышел на
крыльцо. Горбоносый, с маленькой, откинутой назад головой,
сухой, широкоплечий, он был высок и ловок в своей коричневой
поддевке, перетянутой по тонкой талии ремнем с серебряным
набором, в казачьей шапке с красным верхом. Но и при луне
было видно, что у него поблекшее, обветренное лицо, жесткая
кудрявая бородка с проседью и жилистая шея, что длинные са-
поги его стары, на полях поддевки – темные пятна давно засо-
хшей заячьей крови» (IV, 71).
В отличие от толстовского, портрет Бунина более декора-
тивен. Для Бунина в портрете очень важны краски – одно или
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь мана челюсть в ворот и косясь на мелкую черную толпу, бегу- щую перед ним, почти противоестественно выделяясь над этой толпой своим ростом, он мерно клал по панели свои длинные ступни, все время начинал с левой ноги и делал левый шаг шире правого. От электрических столбов падали в дым тумана уголь- ные тени. Густо, с однообразным топотом катились в этом дыму заиндевевшие извозчичьи лошади; рысаки неслись среди них, выделяясь силой и нахальством, кидая из ноздрей пар, метав- шийся с летевшими по ветру дымными волнами; вихрем про- мелькнула бешено мчавшаяся пара – молоденький офицер, крепко охвативший талию дамы, прижавшейся к нему и спря- тавшей лицо в каракулевую муфту... Соколович замедлил шаги и долго глядел вслед этой паре, туда, где в ледяной мути огром- ного потока, которым казался Невский, терялась бесконечная цепь винно-красных трамвайных огней и вспыхивали зеленова- тые зарницы» (IV, 392). Некоторые элементы импрессионистического стиля ощу- щаются и в портретной живописи Бунина. У Бунина- портретиста, как и в его жанровых сценах, деталь менее избира- тельна, чем у Толстого. Чаще всего Бунин, в отличие от Толсто- го, сразу набрасывает более или менее полный, со многими де- талями, портрет героя. Но это совсем не тот обстоятельный ста- тичный портрет, что был распространен в литературе до Толсто- го. Это портрет состояния, в нем главное – движение, жест, ха- рактерный для героя в его каком-то определенном психологиче- ском или даже социальном состоянии. Вот, например, портретная зарисовка в рассказе «Послед- нее свидание»: «Стрешнев, держа в руке арапник, вышел на крыльцо. Горбоносый, с маленькой, откинутой назад головой, сухой, широкоплечий, он был высок и ловок в своей коричневой поддевке, перетянутой по тонкой талии ремнем с серебряным набором, в казачьей шапке с красным верхом. Но и при луне было видно, что у него поблекшее, обветренное лицо, жесткая кудрявая бородка с проседью и жилистая шея, что длинные са- поги его стары, на полях поддевки – темные пятна давно засо- хшей заячьей крови» (IV, 71). В отличие от толстовского, портрет Бунина более декора- тивен. Для Бунина в портрете очень важны краски – одно или 36
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »