ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
35
сбыточного, забивалась в глушь крапивы и «остро пахнущих
сырых лопухов».
В рассказе «Учитель» снежные ухабы дороги блестят,
«отшлифованные, как слоновая кость». В «Маленьком романе»
– «вдруг с неба посыпался легкий, быстрый, сухой шорох, а на
взгорье налево пала легкая, чуть дымящаяся радуга» (II, 332).
Детализация Бунина менее избирательна, чем у Толстого.
Толстой как бы постоянно контролирует деталь, показывая ее
через какой-то промежуток времени изменившейся и тем самым
сопоставляя между собой ее конкретные и различные состояния.
Деталь Бунина редко показана в развитии, в становлении. Она
соотнесена не с самой собой во времени, а с другими деталями в
пространстве. Это создает иллюзию живого, мгновенного и не-
посредственного впечатления. Так, многие жанровые сцены у
Бунина как бы сняты широкой камерой, без специального отбо-
ра деталей. Объектив запечатлевает просто реальное сосущест-
вование всевозможных деталей обстановки, пейзажа, портрета
героев. И это объектив не фотоаппарата, а кинокамеры. Здесь
важен не столько рисунок каждой детали, сколько их соотне-
сенность друг с другом, расположение и отражение самого фак-
та относительности этого взаиморасположения. Отдельные яр-
кие и самостоятельные цветовые мазки подчеркивают эту неус-
тойчивость, незавершенность картины. Перед нами как бы ки-
нокадр – вне общего поступательного движения целой кинолен-
ты, но со своим внутренним движением.
Некоторые жанровые наброски Бунина своей живостью и
естественностью заставляют вспомнить, например, известные
зарисовки Парижа Писарро. Такую же иллюзию непосредствен-
ного зрительного впечатления вызывает в рассказе Бунина
«Петлистые уши» картина ночного Невского проспекта.
«Яркое освещение Невского подавлял густой туман, такой
холодный и пронзительный, что у полицейского офицера,
управлявшего на углу Владимирской водоворотом надвигав-
шихся друг на друга карет, саней и глазастых автомобилей, усы
казались седыми, белыми...
Некоторые обгоняли его [Соколовича], с удивлением за-
глядывали ему снизу в лицо, некоторых обгонял он сам. Запус-
тив руки в карманы и приподняв плечи, пряча влажную от ту-
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь сбыточного, забивалась в глушь крапивы и «остро пахнущих сырых лопухов». В рассказе «Учитель» снежные ухабы дороги блестят, «отшлифованные, как слоновая кость». В «Маленьком романе» – «вдруг с неба посыпался легкий, быстрый, сухой шорох, а на взгорье налево пала легкая, чуть дымящаяся радуга» (II, 332). Детализация Бунина менее избирательна, чем у Толстого. Толстой как бы постоянно контролирует деталь, показывая ее через какой-то промежуток времени изменившейся и тем самым сопоставляя между собой ее конкретные и различные состояния. Деталь Бунина редко показана в развитии, в становлении. Она соотнесена не с самой собой во времени, а с другими деталями в пространстве. Это создает иллюзию живого, мгновенного и не- посредственного впечатления. Так, многие жанровые сцены у Бунина как бы сняты широкой камерой, без специального отбо- ра деталей. Объектив запечатлевает просто реальное сосущест- вование всевозможных деталей обстановки, пейзажа, портрета героев. И это объектив не фотоаппарата, а кинокамеры. Здесь важен не столько рисунок каждой детали, сколько их соотне- сенность друг с другом, расположение и отражение самого фак- та относительности этого взаиморасположения. Отдельные яр- кие и самостоятельные цветовые мазки подчеркивают эту неус- тойчивость, незавершенность картины. Перед нами как бы ки- нокадр – вне общего поступательного движения целой кинолен- ты, но со своим внутренним движением. Некоторые жанровые наброски Бунина своей живостью и естественностью заставляют вспомнить, например, известные зарисовки Парижа Писарро. Такую же иллюзию непосредствен- ного зрительного впечатления вызывает в рассказе Бунина «Петлистые уши» картина ночного Невского проспекта. «Яркое освещение Невского подавлял густой туман, такой холодный и пронзительный, что у полицейского офицера, управлявшего на углу Владимирской водоворотом надвигав- шихся друг на друга карет, саней и глазастых автомобилей, усы казались седыми, белыми... Некоторые обгоняли его [Соколовича], с удивлением за- глядывали ему снизу в лицо, некоторых обгонял он сам. Запус- тив руки в карманы и приподняв плечи, пряча влажную от ту- 35
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- …
- следующая ›
- последняя »