ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
33
краями» (II, 333), а утром по небу «широко и ясно разливался»
«оранжевый свет зари», «местами алой сталью блестела река в
камышах… кое-где с зеркальной воды снимались и таяли поло-
сы серебряного пара» (II, 115). По ночам, особенно в грозу, небо
«раскрывалось, распахивалось над садом, дрожащее, розово-
золотое» (III, 149).
В «Суходоле» в страшную ночь конца лета «со всех сто-
рон вспыхивало, воспламенялось, трепетало и слепило золоты-
ми и бледно-голубыми сполохами молчаливое, полное огня и та-
инств небо... Осиновые бревна, давно лежавшие на дворе за ок-
ном, ослепительно белели при вспышках». В зале «было темнее,
но тем ярче сверкал огонь за всеми стеклами, мраком заливалось
все, но тотчас же опять вздрагивало, загоралось то там, то тут, –
и мелькал, рос, трепетал и сквозил на огромном, то золотом, то
бело-фиолетовом небосклоне весь сад своими кружевными
вершинами, призраками бледно-зеленых берез и тополей» (III,
149). В поле «смутно волнующееся белесое море – и над ним,
как два страшных, то исчезающих, то появляющихся алмазно-
голубых глаза, две ярких широко расставленных звезды» (II,
345).
Бунин любит глубокие, чистые тона, в самых различных
их сочетаниях. Большей частью Бунин-пейзажист пользуется
контрастными красками, не ложащимися в привычную цвето-
вую гамму. И даже когда Бунин передает цветовой полутон, пе-
реход, он чаще всего на полотне не смешивает краски, а, наобо-
рот, расчленяет, выделяет два цветовых полюса одного полуто-
на и запечатлевает их рядом, но отдельно. Соединение, смеше-
ние этих отдельно наложенных тонов в единую живую, трепет-
ную картину происходит уже в наших глазах, в нашем воспри-
ятии. И это – принцип цветовой живописи импрессионизма.
Критики обычно склонны замечать элементы импрессионисти-
ческого стиля у раннего Бунина начала 900-х гг. Но отмеченный
выше импрессионистический принцип наложения красок харак-
терен для Бунина и позже, в годы становления его эпического,
реалистического стиля.
Так, в «Братьях» – «красно-лиловая» мостовая, усыпанная
желтыми и алыми лепестками кетмий, «теплые, нежно-розовые,
в золотистой коже» бананы, вековая смоковница «горит» рос-
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь краями» (II, 333), а утром по небу «широко и ясно разливался» «оранжевый свет зари», «местами алой сталью блестела река в камышах… кое-где с зеркальной воды снимались и таяли поло- сы серебряного пара» (II, 115). По ночам, особенно в грозу, небо «раскрывалось, распахивалось над садом, дрожащее, розово- золотое» (III, 149). В «Суходоле» в страшную ночь конца лета «со всех сто- рон вспыхивало, воспламенялось, трепетало и слепило золоты- ми и бледно-голубыми сполохами молчаливое, полное огня и та- инств небо... Осиновые бревна, давно лежавшие на дворе за ок- ном, ослепительно белели при вспышках». В зале «было темнее, но тем ярче сверкал огонь за всеми стеклами, мраком заливалось все, но тотчас же опять вздрагивало, загоралось то там, то тут, – и мелькал, рос, трепетал и сквозил на огромном, то золотом, то бело-фиолетовом небосклоне весь сад своими кружевными вершинами, призраками бледно-зеленых берез и тополей» (III, 149). В поле «смутно волнующееся белесое море – и над ним, как два страшных, то исчезающих, то появляющихся алмазно- голубых глаза, две ярких широко расставленных звезды» (II, 345). Бунин любит глубокие, чистые тона, в самых различных их сочетаниях. Большей частью Бунин-пейзажист пользуется контрастными красками, не ложащимися в привычную цвето- вую гамму. И даже когда Бунин передает цветовой полутон, пе- реход, он чаще всего на полотне не смешивает краски, а, наобо- рот, расчленяет, выделяет два цветовых полюса одного полуто- на и запечатлевает их рядом, но отдельно. Соединение, смеше- ние этих отдельно наложенных тонов в единую живую, трепет- ную картину происходит уже в наших глазах, в нашем воспри- ятии. И это – принцип цветовой живописи импрессионизма. Критики обычно склонны замечать элементы импрессионисти- ческого стиля у раннего Бунина начала 900-х гг. Но отмеченный выше импрессионистический принцип наложения красок харак- терен для Бунина и позже, в годы становления его эпического, реалистического стиля. Так, в «Братьях» – «красно-лиловая» мостовая, усыпанная желтыми и алыми лепестками кетмий, «теплые, нежно-розовые, в золотистой коже» бананы, вековая смоковница «горит» рос- 33
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »