ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
31
руха», «Отто Штейн», явно чувствуются традиции позднего
Толстого.
Очень интересно и гибко деталь используется в рассказе
Бунина «Братья».
Писатель ставит давний вопрос о смысле исторического
прогресса человечества, вопрос, который получает особую ве-
сомость и философичность оттого, что автор задумывается над
ним на старой земле Цейлона, чьи страшные и мудрые боги
давно познали, «что значит жизнь Личности в этом мире быва-
ния», «в этой вселенной, которой мы не постигаем». Перед нами
две стадии прогресса, две его правды, два мира. Люди «нового
железного века» стремятся «поработить, поделить между собой»
мир «тех несметных людей, что еще живут или младенчески-
непосредственной жизнью, всем существом своим ощущая и
бытие, и смерть, и божественное величие вселенной, или уже
прошли долгий и трудный путь, исторический, религиозный и
философский, и устали на этом пути» (IV, 277).
Социальное разоблачение основ капиталистической циви-
лизации осуществляется не через нравственную дискредитацию
ее представителей и лишь в небольшой степени – через изобра-
жение психологической драмы ее жертв. В рассказе предельно
детализировано все: вид лесов и океана, облик районов Колом-
бо и портреты всех персонажей. Детализирован и каждый из
самых незначительных эпизодов: и то, как садится, например, в
колясочку англичанин, и как впрягается в нее рикша, и похоро-
ны старика-рикши, и обстоятельства любви и смерти сына-
рикши, и обстановка на русском корабле, и о чем думает, на-
ходясь на корабле, англичанин, и как выходит на берег новая
партия приезжих и т.п. Детализация преследует и чисто художе-
ственную задачу – создать экзотический фон для действия, и
философскую – подчеркнуть, какое незначительное место в веч-
ном круговороте жизни принадлежит отдельной личности, чьи
интересы современное человечество сделало основным крите-
рием общественного прогресса.
Каждая конкретная, зрительная, «узкая» деталь пейзажа,
обстановки, портрета в рассказе выступает как деталь нравст-
венно-бытового уклада одного из двух враждебных миров: че-
ловеческого, трудового и хищного, грабительского; мира непод-
Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Бунина: деталь руха», «Отто Штейн», явно чувствуются традиции позднего Толстого. Очень интересно и гибко деталь используется в рассказе Бунина «Братья». Писатель ставит давний вопрос о смысле исторического прогресса человечества, вопрос, который получает особую ве- сомость и философичность оттого, что автор задумывается над ним на старой земле Цейлона, чьи страшные и мудрые боги давно познали, «что значит жизнь Личности в этом мире быва- ния», «в этой вселенной, которой мы не постигаем». Перед нами две стадии прогресса, две его правды, два мира. Люди «нового железного века» стремятся «поработить, поделить между собой» мир «тех несметных людей, что еще живут или младенчески- непосредственной жизнью, всем существом своим ощущая и бытие, и смерть, и божественное величие вселенной, или уже прошли долгий и трудный путь, исторический, религиозный и философский, и устали на этом пути» (IV, 277). Социальное разоблачение основ капиталистической циви- лизации осуществляется не через нравственную дискредитацию ее представителей и лишь в небольшой степени – через изобра- жение психологической драмы ее жертв. В рассказе предельно детализировано все: вид лесов и океана, облик районов Колом- бо и портреты всех персонажей. Детализирован и каждый из самых незначительных эпизодов: и то, как садится, например, в колясочку англичанин, и как впрягается в нее рикша, и похоро- ны старика-рикши, и обстоятельства любви и смерти сына- рикши, и обстановка на русском корабле, и о чем думает, на- ходясь на корабле, англичанин, и как выходит на берег новая партия приезжих и т.п. Детализация преследует и чисто художе- ственную задачу – создать экзотический фон для действия, и философскую – подчеркнуть, какое незначительное место в веч- ном круговороте жизни принадлежит отдельной личности, чьи интересы современное человечество сделало основным крите- рием общественного прогресса. Каждая конкретная, зрительная, «узкая» деталь пейзажа, обстановки, портрета в рассказе выступает как деталь нравст- венно-бытового уклада одного из двух враждебных миров: че- ловеческого, трудового и хищного, грабительского; мира непод- 31
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »