Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

Принципы художественной конкретизации в творчестве
Толстого и Бунина: деталь
37
несколько ярких колоритных цветных пятен. Принцип наложе-
ния красок в портрете примерно тот же, что и в пейзаже нем
говорилось выше).
Часто портрет у Бунина как бы является сам деталью об-
щего колорита повествования или даже колорита какой-то опре-
деленной картины пейзажа. Так, портрет невесты молодого
рикши из рассказа «Братья» в этом смысле несколько напомина-
ет манеру Гогена:
«Тепло тропического солнца взрастило ее, от белой, в го-
лубых цветочках, короткой кофты и такой же юбки, надетых на
голое, чуть полное, но крепкое, небольшое тело, она казалась
чернее. У нее была круглая головка, выпуклый лобик, круглые
сияющие глаза, в которых детская робость уже смешивалась с
радостным любопытством к жизни, с затаенной женственно-
стью, нежной и страстной; было коралловое ожерелье на круг-
лой шее, маленькие руки и ноги в серебряных браслетах..(IV,
266).
Импрессионистическая деталь Бунина, думается, не явля-
ется следствием прямого влияния на творчество Бунина как
французского и русского модернизма, так и чеховской поэтики,
хотя, очевидно, художественный опыт Чехова стимулировал
развитие поэтики Бунина именно в этом направлении. Тем не
менее, можно предположить, что генезис импрессионистиче-
ской детали Бунина иной: она восходит к традициям натурфило-
софской линии русского реализма с ее обостренным интересом
к стихийному потоку жизни и противоречивым, подсознатель-
ным движениям души к пластичным, «чувственным» зарисов-
кам Л. Толстого, звукописи Тютчева и Фета, психологизму
позднего Тургенева
6
.
6
См. также о детали и подробности в стиле И.Бунина: Сливицкая О.В. «Повышенное
чувство жизни». Мир Ивана Бунина. М., 2004. С. 33–50
       Принципы художественной конкретизации в творчестве
                    Толстого и Бунина: деталь

несколько ярких колоритных цветных пятен. Принцип наложе-
ния красок в портрете примерно тот же, что и в пейзаже (о нем
говорилось выше).
      Часто портрет у Бунина как бы является сам деталью об-
щего колорита повествования или даже колорита какой-то опре-
деленной картины пейзажа. Так, портрет невесты молодого
рикши из рассказа «Братья» в этом смысле несколько напомина-
ет манеру Гогена:
      «Тепло тропического солнца взрастило ее, от белой, в го-
лубых цветочках, короткой кофты и такой же юбки, надетых на
голое, чуть полное, но крепкое, небольшое тело, она казалась
чернее. У нее была круглая головка, выпуклый лобик, круглые
сияющие глаза, в которых детская робость уже смешивалась с
радостным любопытством к жизни, с затаенной женственно-
стью, нежной и страстной; было коралловое ожерелье на круг-
лой шее, маленькие руки и ноги в серебряных браслетах...» (IV,
266).
      Импрессионистическая деталь Бунина, думается, не явля-
ется следствием прямого влияния на творчество Бунина как
французского и русского модернизма, так и чеховской поэтики,
хотя, очевидно, художественный опыт Чехова стимулировал
развитие поэтики Бунина именно в этом направлении. Тем не
менее, можно предположить, что генезис импрессионистиче-
ской детали Бунина иной: она восходит к традициям натурфило-
софской линии русского реализма с ее обостренным интересом
к стихийному потоку жизни и противоречивым, подсознатель-
ным движениям души – к пластичным, «чувственным» зарисов-
кам Л. Толстого, звукописи Тютчева и Фета, психологизму
позднего Тургенева6.




6
 См. также о детали и подробности в стиле И.Бунина: Сливицкая О.В. «Повышенное
чувство жизни». Мир Ивана Бунина. М., 2004. С. 33–50

                                     37