Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

«Русское» как предмет изображения в творчестве
И. Бунина и А. Блока
39
меры ни в деспотизме, ни в самопожертвовании и, вопреки жес-
токим внутренним распрям, составляют один тесный клан, объ-
единенный общей психологической организацией и острой до
болезненности привязанностью к родному гнезду («У господ
было в характере то же, что у холопов: или властвовать, или бо-
яться» – III, 160; «Любовь в Суходоле необычна была. Необычна
была и ненависть» – III, 158)).
Каждый из жителей Суходола добровольно играет какую-
то роль, обычно ведущую к трагическому финалу. Подмена
жизни игрой наносит личности Натальи, как и всем суходоль-
цам, ущерб, роль начинает диктовать судьбу. Петр Кириллыч
играет роль радушного хозяина, Петр Петрович – полновластно-
го и благополучного помещика, Антонина Петровна жертвы
роковой страсти, Наталья – смиренной рабы. Юшка избирает
выгодную для него роль «бесстыжего грешника», Гервасий –
отчаянного, пьяница Дроня блаженного и т. д. Каждый из ге-
роев «Суходола» играет свою роль с увлечением и старательно-
стью, видя в ней исполнение своего жизненного назначения.
При этом роль именно избирается героем, соответственно ей он
придумывает, подбирает для себя манеру держаться, говорить,
действовать, даже выражение лица, превращаясь в своеобразно-
го ряженого.
«Выйдя в отставку, Петр Петрович не скрыл, что он жерт-
вует собою ради спасения чести Хрущевых, родового гнезда,
родовой усадьбы. Не скрыл, что хозяйство он «поневоле» дол-
жен взять в свои руки. Должен и знакомства завести... И сначала
все в точности исполнял... Он выхолился, пополнел, носил доро-
гие архалуки, маленькие ноги свои баловал красными татарски-
ми туфлями, маленькие руки украшал кольцами с бирюзою. Ар-
кадий Петрович стеснялся смотреть в его карие глаза, не знал, о
чем с ним говорить, первое время во всем уступал ему и пропа-
дал на охоте» (III, 158).
Бунин не случайно приводит здесь реакцию Аркадия Пет-
ровича, человека простого и доверчивого. Неловкость, которую
испытывает за брата Аркадий Петрович, обнажает ис-
кусственность и экзальтированность поведения Петра Петро-
вича.
        «Русское» как предмет изображения в творчестве
                      И. Бунина и А. Блока

меры ни в деспотизме, ни в самопожертвовании и, вопреки жес-
токим внутренним распрям, составляют один тесный клан, объ-
единенный общей психологической организацией и острой до
болезненности привязанностью к родному гнезду («У господ
было в характере то же, что у холопов: или властвовать, или бо-
яться» – III, 160; «Любовь в Суходоле необычна была. Необычна
была и ненависть» – III, 158)).
       Каждый из жителей Суходола добровольно играет какую-
то роль, обычно ведущую к трагическому финалу. Подмена
жизни игрой наносит личности Натальи, как и всем суходоль-
цам, ущерб, роль начинает диктовать судьбу. Петр Кириллыч
играет роль радушного хозяина, Петр Петрович – полновластно-
го и благополучного помещика, Антонина Петровна – жертвы
роковой страсти, Наталья – смиренной рабы. Юшка избирает
выгодную для него роль «бесстыжего грешника», Гервасий –
отчаянного, пьяница Дроня – блаженного и т. д. Каждый из ге-
роев «Суходола» играет свою роль с увлечением и старательно-
стью, видя в ней исполнение своего жизненного назначения.
При этом роль именно избирается героем, соответственно ей он
придумывает, подбирает для себя манеру держаться, говорить,
действовать, даже выражение лица, превращаясь в своеобразно-
го ряженого.
       «Выйдя в отставку, Петр Петрович не скрыл, что он жерт-
вует собою ради спасения чести Хрущевых, родового гнезда,
родовой усадьбы. Не скрыл, что хозяйство он «поневоле» дол-
жен взять в свои руки. Должен и знакомства завести... И сначала
все в точности исполнял... Он выхолился, пополнел, носил доро-
гие архалуки, маленькие ноги свои баловал красными татарски-
ми туфлями, маленькие руки украшал кольцами с бирюзою. Ар-
кадий Петрович стеснялся смотреть в его карие глаза, не знал, о
чем с ним говорить, первое время во всем уступал ему и пропа-
дал на охоте» (III, 158).
       Бунин не случайно приводит здесь реакцию Аркадия Пет-
ровича, человека простого и доверчивого. Неловкость, которую
испытывает за брата Аркадий Петрович, обнажает ис-
кусственность и экзальтированность поведения Петра Петро-
вича.


                              39