Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

«Русское» как предмет изображения в творчестве
И. Бунина и А. Блока
40
Момент игры, заданности многократно подчеркивается
повествователем и в поведении Натальи. Она «надевает» на себя
избранную ею роль, как послушник надевает вериги: «…и неус-
танно внушала она себе, что молодость миновала, во всем иска-
ла доказательства тому. И не сровнялось года с приезда ее в Су-
ходол, как уже следа не осталось от того молодого чувства, с
которым перешагнула она порог суходольского дома» (III, 174).
«В тот летний вечер, когда телега, присланная с барского
двора, заскрипела возле хуторской хаты и Наташка выскочила
на порог, Евсей Бодуля удивленно воскликнул: Ужели это ты,
Наташка? A то как же? отвечала Наташка с чуть заметной
улыбкой. И Евсей покачал головой: Добре ты не хороша ста-
ла! А стала она только не похожа на прежнюю... Она была в
плахте и вышитой сорочке, хотя покрыта темным платочком по-
нашему, немного смугла от загара и вся в мелких веснушках
цвета проса. А Евсею, истому суходольцу, и темный платок, и
загар, и веснушки, конечно, казались некрасивыми» (III, 165).
В этой связи особое роковое значение в повести приобре-
тает паническая боязнь суходольцами всего, что несет с собой
какие-либо перемены, что чревато неожиданностью, будь то
пожар, гроза, отмена крепостного права, неумение принять чу-
жое, непривычное и в конце концов сама слепая привязанность
к Суходолу, вне которого для них жизни не существует. Гибель
Суходола осознается повествователем как неизбежная, ибо Су-
ходол не соответствует общему закону «живой», здоровой жиз-
ни, состоящему в естественности, широте и органичности ее
течения, развития, самовыявления. Противоположностью Сухо-
долу в этом плане в повести является иной социально-бытовой
уклад жизни, свойственный украинскому хутору. Это прежде
всего уравновешенность, нравственная сила, достоинство в по-
ведении Марины и Шарого, разумная упорядоченность, царящая
в их хозяйстве, крепком, рассчитанном на многие годы. Логика
же существования Суходола основана на сознательном или бес-
сознательном сведении широкого спектра жизненных возмож-
ностей к одной гипертрофированной краске, т. е. на насильст-
венном сужении жизни человечества до жизни клана, жизни
личности до узкой роли, себе же самой навязанной. Оппози-
ция «Суходол Несуходол» в повести перерастает в оппозицию
        «Русское» как предмет изображения в творчестве
                      И. Бунина и А. Блока

      Момент игры, заданности многократно подчеркивается
повествователем и в поведении Натальи. Она «надевает» на себя
избранную ею роль, как послушник надевает вериги: «…и неус-
танно внушала она себе, что молодость миновала, во всем иска-
ла доказательства тому. И не сровнялось года с приезда ее в Су-
ходол, как уже следа не осталось от того молодого чувства, с
которым перешагнула она порог суходольского дома» (III, 174).
       «В тот летний вечер, когда телега, присланная с барского
двора, заскрипела возле хуторской хаты и Наташка выскочила
на порог, Евсей Бодуля удивленно воскликнул: – Ужели это ты,
Наташка? – A то как же? – отвечала Наташка с чуть заметной
улыбкой. И Евсей покачал головой: – Добре ты не хороша ста-
ла! А стала она только не похожа на прежнюю... Она была в
плахте и вышитой сорочке, хотя покрыта темным платочком по-
нашему, немного смугла от загара и вся в мелких веснушках
цвета проса. А Евсею, истому суходольцу, и темный платок, и
загар, и веснушки, конечно, казались некрасивыми» (III, 165).
      В этой связи особое роковое значение в повести приобре-
тает паническая боязнь суходольцами всего, что несет с собой
какие-либо перемены, что чревато неожиданностью, будь то
пожар, гроза, отмена крепостного права, неумение принять чу-
жое, непривычное и в конце концов сама слепая привязанность
к Суходолу, вне которого для них жизни не существует. Гибель
Суходола осознается повествователем как неизбежная, ибо Су-
ходол не соответствует общему закону «живой», здоровой жиз-
ни, состоящему в естественности, широте и органичности ее
течения, развития, самовыявления. Противоположностью Сухо-
долу в этом плане в повести является иной социально-бытовой
уклад жизни, свойственный украинскому хутору. Это прежде
всего уравновешенность, нравственная сила, достоинство в по-
ведении Марины и Шарого, разумная упорядоченность, царящая
в их хозяйстве, крепком, рассчитанном на многие годы. Логика
же существования Суходола основана на сознательном или бес-
сознательном сведении широкого спектра жизненных возмож-
ностей к одной гипертрофированной краске, т. е. на насильст-
венном сужении жизни человечества до жизни клана, жизни
личности – до узкой роли, себе же самой навязанной. Оппози-
ция «Суходол – Несуходол» в повести перерастает в оппозицию

                              40