ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
«Русское» как предмет изображения в творчестве
И. Бунина и А. Блока
42
рым мужики с гоготом кричат: «Тпру!», и с образами слабо-
сильной клячи, по поводу которой ее хозяин уверял, что ее «не
удержишь», и лошади-убийцы (III, 75; 82; 78). В этом же ряду
воспринимается изображение свадебного поезда с Дениской и
Молодой, мчащегося в «буйную темную муть».
Но при этом в дисгармоничной, нищей жизни народа пи-
сатель умеет видеть красоту – то грозную, первозданно-дикую,
то щемяще задушевную. Она проявляется в народном искусстве
и народной жизни тем строем чувств, в котором автор «Дерев-
ни» видит художественную, артистическую одаренность. Худо-
жественное начало напоминает о себе в единоборстве Ивануш-
ки со смертью, в воспоминаниях Тихона о поющих зимними
вечерами девках-кружевницах, в прекрасном облике Молодой, в
проходящих через все повествование выразительных строчках
народных песен, красочных ярмарочных сценах, наконец, в
грозной картине бушующей, заносящей Дурновку вьюги.
Фольклорная стилизация усиливает эстетический аспект изо-
бражения и служит писателю средством осмысления художе-
ственного начала национальной жизни как вечного, исконно
присущего ей. В сюжете произведения оно противостоит прак-
тической, социально-бытовой жизни народа как автономная ду-
ховная субстанция национального бытия и то подчеркивает
убожество социально-бытового уклада, то само принимает
странные, искаженные формы, но на реальный строй социально-
бытовых отношений не оказывает влияния.
В лирике Бунина Русь – древняя, допетровская Русь ки-
евских князей («Сон Епископа Игнатия Ростовского», «Князь
Всеслав»), псковских бунтов («Казнь»), хорошо помнящая Ба-
тыя и Грозного («Шестикрылый»), Русь бояр и скоморохов
(«Скоморохи»), полесских древлян («Край без истории...»),
страстотерпцев («Святой Прокопий»). Старая Русь в лирике Бу-
нина резко расходится с традицией ее славянофильской интер-
претации как надуманно книжной, ложной, идущей от незнания
действительности. Очевидно, именно ее поэт имел в виду, когда
в публикации 1916 г. завершил стихотворение «Архистратиг
средневековый» строчками: «Их сытые, болтливые уста / Про-
рочат Руси быть архистратигом, / Кощунствуют о рубище Хри-
«Русское» как предмет изображения в творчестве И. Бунина и А. Блока рым мужики с гоготом кричат: «Тпру!», и с образами слабо- сильной клячи, по поводу которой ее хозяин уверял, что ее «не удержишь», и лошади-убийцы (III, 75; 82; 78). В этом же ряду воспринимается изображение свадебного поезда с Дениской и Молодой, мчащегося в «буйную темную муть». Но при этом в дисгармоничной, нищей жизни народа пи- сатель умеет видеть красоту – то грозную, первозданно-дикую, то щемяще задушевную. Она проявляется в народном искусстве и народной жизни тем строем чувств, в котором автор «Дерев- ни» видит художественную, артистическую одаренность. Худо- жественное начало напоминает о себе в единоборстве Ивануш- ки со смертью, в воспоминаниях Тихона о поющих зимними вечерами девках-кружевницах, в прекрасном облике Молодой, в проходящих через все повествование выразительных строчках народных песен, красочных ярмарочных сценах, наконец, в грозной картине бушующей, заносящей Дурновку вьюги. Фольклорная стилизация усиливает эстетический аспект изо- бражения и служит писателю средством осмысления художе- ственного начала национальной жизни как вечного, исконно присущего ей. В сюжете произведения оно противостоит прак- тической, социально-бытовой жизни народа как автономная ду- ховная субстанция национального бытия и то подчеркивает убожество социально-бытового уклада, то само принимает странные, искаженные формы, но на реальный строй социально- бытовых отношений не оказывает влияния. В лирике Бунина Русь – древняя, допетровская Русь ки- евских князей («Сон Епископа Игнатия Ростовского», «Князь Всеслав»), псковских бунтов («Казнь»), хорошо помнящая Ба- тыя и Грозного («Шестикрылый»), Русь бояр и скоморохов («Скоморохи»), полесских древлян («Край без истории...»), страстотерпцев («Святой Прокопий»). Старая Русь в лирике Бу- нина резко расходится с традицией ее славянофильской интер- претации как надуманно книжной, ложной, идущей от незнания действительности. Очевидно, именно ее поэт имел в виду, когда в публикации 1916 г. завершил стихотворение «Архистратиг средневековый» строчками: «Их сытые, болтливые уста / Про- рочат Руси быть архистратигом, / Кощунствуют о рубище Хри- 42
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »