ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
«Русское» как предмет изображения в творчестве
И. Бунина и А. Блока
43
ста / И умиляются – по книгам, – / Как Русь смиренна и про-
ста»(I, 498).
Национальный характер в лирике Бунина некоторыми
своими сторонами родствен Востоку – могучей земной основой,
необузданной стихийной силой. Его азиатская, скифская сущ-
ность, несущая импульс разрушения, акцентирована поэтом в
стихотворении «В орде»: «...я не смиреннее их, – / Атиллы, Ти-
мура, Мамая, /...я их достоин, когда, /Наскучив таиться за ло-
жью, / Рву древнюю хартию божью, / Насилую, режу и граблю,
и жгу города?» (I, 405).
В том, что злое, разрушительное начало, жестокость, са-
модурство свойственны Руси, Бунин убеждает читателя, зна-
комя его с мрачными эпизодами национальной истории. Страш-
ной видится Бунину судьба псковского князя XI в., ставшего
жертвой борьбы за киевский престол: «Князь Всеслав в железы
был закован, /В яму брошен братскою рукой...» (I, 390). Крова-
вая расправа ожидает героя стихотворения «Казнь»: «Точите
нож, мочите солью кнут!» (I, 378). Тяжелым, душным, грубым
веет от изображения куражащегося боярина. Еще более тягост-
ное впечатление оставляет стихотворение «Святой Прокопий»,
содержащее вывод, что «псы и человецы – единое в свирепстве
и уме» (I, 378).
При этом в «Казни» жестокости расправы противостоит
несломленность жертвы, бунтарская сила его натуры: «Давай,
мужик, лицо умыть, /Сапог одеть. /Веди меня, вали под нож / В
единый мах – Не то держись: /Зубами всех заем, не оторвут» (I,
378). Вероломство киевского князя соседствует с душевной про-
светленностью князя Полоцкого («Князь Всеслав»):
В Полоцке звонят, а он иное
Слышит в тонкой грезе... Что года
Горестей, изгнанья! Неземное
Сердцем он запомнил навсегда (I, 390).
В «Скоморохах» душевной грубости боярина противосто-
ит сметливость простых людей, размах, талантливость народной
души. В «Святом Прокопии» черствости и лютости толпы – си-
ла и нравственная чистота страстотерпца.
«Русское» как предмет изображения в творчестве И. Бунина и А. Блока ста / И умиляются – по книгам, – / Как Русь смиренна и про- ста»(I, 498). Национальный характер в лирике Бунина некоторыми своими сторонами родствен Востоку – могучей земной основой, необузданной стихийной силой. Его азиатская, скифская сущ- ность, несущая импульс разрушения, акцентирована поэтом в стихотворении «В орде»: «...я не смиреннее их, – / Атиллы, Ти- мура, Мамая, /...я их достоин, когда, /Наскучив таиться за ло- жью, / Рву древнюю хартию божью, / Насилую, режу и граблю, и жгу города?» (I, 405). В том, что злое, разрушительное начало, жестокость, са- модурство свойственны Руси, Бунин убеждает читателя, зна- комя его с мрачными эпизодами национальной истории. Страш- ной видится Бунину судьба псковского князя XI в., ставшего жертвой борьбы за киевский престол: «Князь Всеслав в железы был закован, /В яму брошен братскою рукой...» (I, 390). Крова- вая расправа ожидает героя стихотворения «Казнь»: «Точите нож, мочите солью кнут!» (I, 378). Тяжелым, душным, грубым веет от изображения куражащегося боярина. Еще более тягост- ное впечатление оставляет стихотворение «Святой Прокопий», содержащее вывод, что «псы и человецы – единое в свирепстве и уме» (I, 378). При этом в «Казни» жестокости расправы противостоит несломленность жертвы, бунтарская сила его натуры: «Давай, мужик, лицо умыть, /Сапог одеть. /Веди меня, вали под нож / В единый мах – Не то держись: /Зубами всех заем, не оторвут» (I, 378). Вероломство киевского князя соседствует с душевной про- светленностью князя Полоцкого («Князь Всеслав»): В Полоцке звонят, а он иное Слышит в тонкой грезе... Что года Горестей, изгнанья! Неземное Сердцем он запомнил навсегда (I, 390). В «Скоморохах» душевной грубости боярина противосто- ит сметливость простых людей, размах, талантливость народной души. В «Святом Прокопии» черствости и лютости толпы – си- ла и нравственная чистота страстотерпца. 43
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- …
- следующая ›
- последняя »