Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

«Русское» как предмет изображения в творчестве
И. Бунина и А. Блока
45
«Итальянские стихи» поэту важен не национальный характер
итальянской девушки, а вообще образ живой народной жизни,
полнокровной и яркой своей земной стихийной основой. Анало-
гично поэт далек от разработки темы испанского национального
характера в цикле «Кармен». Представляется недоказанным ут-
верждение, что «своим присутствием» героини «Итальянских
стихов» и «Кармен» «оттеняют национальное в судьбе и нравст-
венном облике русских героинь»
2
.
«Русское» как предмет художественного изображения в
лирике Блока представлено не проблемой национального ха-
рактера, а темой национальной судьбы. Неслучайно «самое рус-
ское» произведение Блока
3
носит название «Песнь судьбы». В
цикле «Родина» русская история срастается с культурой, пре-
вращаясь в поэтический миф о национальной судьбе. Но судьба
не дело рук человеческих и потому не материал для беспри-
страстного разговора, не предмет объективного анализа. Строго
говоря, русское в художественном мире Блока не исследуется, а
служит утверждению нравственно-эстетического идеала автора
4
.
Россия противопоставлена всему нерусскому («мгле ночной и
зарубежной») как единственно мыслимая для лирического героя
нравственная опора, условие выживания, «воплощения»: «...Ты
родная Галилея / Мне невоскресшему Христу» (III, 246). По-
казательно в этой связи уточнение к понятию «русское», кото-
рое содержится в высказывании Блока о Горьком: «Я утвер-
ждаю… что если и есть реальное понятие «Россия», или, лучше,
Русь, помимо территории, государственной власти, государ-
ственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое,
необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы
привыкли объединять под именем Руси, то выразителем его
приходится считать в громадной степени Горького. По «беско-
нечности идеала»... и масштабу своей душевной муки – Горький
русский писатель» (V, 103). В блоковском образе «русского»
отчетливо видно преобладание субъективно-оценочного момен-
2
Станкеева З. В. Национальное своеобразие поэзии А.Блока. Пермь, 1981. С.54.
3
Громов П. Блок. Его предшественники и современники. Л., 1966. С. 252–327.
4
О совпадении нормы и основ русского национального характера см.: Минц З. Г. Блок и
его предшественники // Александр Блок и русские писатели. СПБ, 2000.
           «Русское» как предмет изображения в творчестве
                         И. Бунина и А. Блока

«Итальянские стихи» поэту важен не национальный характер
итальянской девушки, а вообще образ живой народной жизни,
полнокровной и яркой своей земной стихийной основой. Анало-
гично поэт далек от разработки темы испанского национального
характера в цикле «Кармен». Представляется недоказанным ут-
верждение, что «своим присутствием» героини «Итальянских
стихов» и «Кармен» «оттеняют национальное в судьбе и нравст-
венном облике русских героинь»2.
      «Русское» как предмет художественного изображения в
лирике Блока представлено не проблемой национального ха-
рактера, а темой национальной судьбы. Неслучайно «самое рус-
ское» произведение Блока3 носит название «Песнь судьбы». В
цикле «Родина» русская история срастается с культурой, пре-
вращаясь в поэтический миф о национальной судьбе. Но судьба
не дело рук человеческих и потому – не материал для беспри-
страстного разговора, не предмет объективного анализа. Строго
говоря, русское в художественном мире Блока не исследуется, а
служит утверждению нравственно-эстетического идеала автора4.
Россия противопоставлена всему нерусскому («мгле ночной и
зарубежной») как единственно мыслимая для лирического героя
нравственная опора, условие выживания, «воплощения»: «...Ты
– родная Галилея / Мне – невоскресшему Христу» (III, 246). По-
казательно в этой связи уточнение к понятию «русское», кото-
рое содержится в высказывании Блока о Горьком: «Я утвер-
ждаю… что если и есть реальное понятие «Россия», или, лучше,
– Русь, – помимо территории, государственной власти, государ-
ственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое,
необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы
привыкли объединять под именем Руси, то выразителем его
приходится считать в громадной степени Горького. По «беско-
нечности идеала»... и масштабу своей душевной муки – Горький
русский писатель» (V, 103). В блоковском образе «русского»
отчетливо видно преобладание субъективно-оценочного момен-

2
  Станкеева З. В. Национальное своеобразие поэзии А.Блока. Пермь, 1981. С.54.
3
  Громов П. Блок. Его предшественники и современники. Л., 1966. С. 252–327.
4
  О совпадении нормы и основ русского национального характера см.: Минц З. Г. Блок и
его предшественники // Александр Блок и русские писатели. СПБ, 2000.


                                        45