Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

«Русское» как предмет изображения в творчестве
И. Бунина и А. Блока
46
та. «Русское» у Блока апеллирует не к сознанию читателя, а к
его чувству и инстинкту; неслучайно с образом России в лирике
поэта прочно связаны воспоминания детства: «Снится снова я
мальчик...» (III, 265). «Русское» предстает не как национальный
характер, а как судьба, большое место в нем отведено поэтом
мотивам тайны, рока, чуда, заставляющим вспомнить тютчев-
скую концепцию России, не поддающейся пониманию, проти-
востоящей рациональному Западу: «...ночные пути, роковые, /
Развели нас и вновь свели...» (III, 277); «Явись, мое дивное ди-
во!» (III, 252).
Блок видит русскую судьбу трагической и одновременно
героической. Она, как и в творчестве Бунина, рождается из ро-
кового противоречия между эмпирикой жизни национальной и
ее метафизической сущностью.
Первая связана со «страшным миром» и конкретизируется
в изображении социальных и психологических драм народной
жизни Русь моя, жизнь моя...», «На железной дороге», «Кор-
шун»), политической реакции («Рожденные в года глухие...»),
войны («Петроградское небо мутилось дождем...»), пошлости
обывательского существования («Грешить бесстыдно, непро-
будно...»). Вторая представляет собой нравственно-эстетический
идеал поэта абсолютную гармонию Красоты, Нравственности
и Истины: «Ты сошла в одежде, свет струящей, / Не спугнув
коня» (III, 251); «И невозможное возможно, / Дорога долгая лег-
ка...» (III, 254). Значимость в образе России этого плана содер-
жания задается уже во вступлении к циклу «Родина», где лири-
ческий герой обращается к России «Ты»: это обращение неиз-
менно выступает в лирике Блока синонимом нравственного, му-
зыкального начала миропорядка, синонимом Идеала, Мечты.
Кроме того, оно закрепляется повторяющимися ассоциациями
России с образами света, огня, высоты, дали, дороги, песни, на-
чала, любви, дома, с представлением о будущем и прошлом
временах, которые в лирической системе Блока выступают хра-
нителями врожденного нравственного чувства. За пределами
цикла этот ряд образов может быть продолжен образами мечты,
воспоминания, зари, юности, весны, звука, напева, знамения,
луча, маяка, восторга, свободы, новизны и др.
        «Русское» как предмет изображения в творчестве
                      И. Бунина и А. Блока

та. «Русское» у Блока апеллирует не к сознанию читателя, а к
его чувству и инстинкту; неслучайно с образом России в лирике
поэта прочно связаны воспоминания детства: «Снится – снова я
мальчик...» (III, 265). «Русское» предстает не как национальный
характер, а как судьба, большое место в нем отведено поэтом
мотивам тайны, рока, чуда, заставляющим вспомнить тютчев-
скую концепцию России, не поддающейся пониманию, проти-
востоящей рациональному Западу: «...ночные пути, роковые, /
Развели нас и вновь свели...» (III, 277); «Явись, мое дивное ди-
во!» (III, 252).
       Блок видит русскую судьбу трагической и одновременно
героической. Она, как и в творчестве Бунина, рождается из ро-
кового противоречия между эмпирикой жизни национальной и
ее метафизической сущностью.
       Первая связана со «страшным миром» и конкретизируется
в изображении социальных и психологических драм народной
жизни («Русь моя, жизнь моя...», «На железной дороге», «Кор-
шун»), политической реакции («Рожденные в года глухие...»),
войны («Петроградское небо мутилось дождем...»), пошлости
обывательского существования («Грешить бесстыдно, непро-
будно...»). Вторая представляет собой нравственно-эстетический
идеал поэта – абсолютную гармонию Красоты, Нравственности
и Истины: «Ты сошла в одежде, свет струящей, / Не спугнув
коня» (III, 251); «И невозможное возможно, / Дорога долгая лег-
ка...» (III, 254). Значимость в образе России этого плана содер-
жания задается уже во вступлении к циклу «Родина», где лири-
ческий герой обращается к России – «Ты»: это обращение неиз-
менно выступает в лирике Блока синонимом нравственного, му-
зыкального начала миропорядка, синонимом Идеала, Мечты.
Кроме того, оно закрепляется повторяющимися ассоциациями
России с образами света, огня, высоты, дали, дороги, песни, на-
чала, любви, дома, с представлением о будущем и прошлом –
временах, которые в лирической системе Блока выступают хра-
нителями врожденного нравственного чувства. За пределами
цикла этот ряд образов может быть продолжен образами мечты,
воспоминания, зари, юности, весны, звука, напева, знамения,
луча, маяка, восторга, свободы, новизны и др.


                              46