Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

9
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ
Рисунок - ведущая специальная дисциплина в процессе вос-
питания художника-инженера. Наши представления и ассоциа-
тивные эмоции теснейшим образом связаны с предметным ми-
ром, с его внешними и внутренними свойствами. Непосредствен-
ная опора на зрительный опыт и связанная с ним способность вы-
зывать ассоциации, вспоминать и размышлять является важней-
шей особенностью художественного восприятия. Специфика реа-
листического рисунка заключается в том, что за основу творчест-
ва берется реальная действительность, а передача мыслей и
чувств художника осуществляется в образной форме через изо-
бражение конкретных объектов. Обучение рисунку связано с раз-
витием у студентов умения правдиво изображать видимые формы
в условиях реальной среды. Оно не только дает им профессио-
нальную грамотность, но и является мощным средством эстети-
ческого развития.
Приобретение мастерства в рисунке основано на последова-
тельном и внимательном изучении натуры. Следуя традициям
русской художественной школы, важно развивать умение выяв-
лять и передавать характер предметов, их строение, положение в
пространстве, тональные соотношения и материалы, из которых
сделаны предметы.
Любовь к природе, тонкая наблюдательность, стремление
правильно передать натуру - ценные качества, которые нужно
выработать каждому, занимающемуся изобразительным искусст-
вом.
Изучение закономерностей рисунка необходимо для профес-
сионального реалистического изображения натуры. Рисунок яв-
ляется основой, формирующей умение реалистически отображать
окружающую действительность изобразительными средствами.
Большое значение для будущего инженера-технолога имеет не
только практическое овладение рисунком, но и освоение его тео-
ретических основ. Овладев основами реалистического рисунка,
студент может использовать свои знания как в инженерной, так и
в творческой работе в области пластических искусств.
Вся учебная работа по рисунку неразрывно связана с практи-
ческим применением перспективы, пластической анатомии и за-
10
конов распределения светотени на объемной форме. Одновре-
менно рекомендуется изучение образцов классического наследия
и методической литературы по рисунку.
Занятия по рисунку проводятся на факультете в сочетании с
работой по композиции и с изучением живописи. Учебные ри-
сунки важны как подготовка к творческой работе. Опыт показы-
вает, что студенты, недостаточно продуманно выполнявшие
учебные рисунки, теряются, когда им надо делать зарисовки с
натуры для работы над композициями. Они либо сводят их к бег-
лым схематическим наброскам, либо подходят к ним как к ауди-
торным рисункам, заранее обрекая себя на неудачу. Между тем в
таких зарисовках требуется сочетать общее построение с переда-
чей наиболее характерных деталей, помня, что их конкретность
обогатит композицию. Средствами рисунка студенты в основном
определяют сюжеты своих этюдов и по курсу живописи.
В процессе обучения рисунку студенты приобретают необ-
ходимое умение профессионально и грамотно рисовать с натуры,
по памяти и по представлению, осваивают технические навыки.
Работая с натуры, студенты развивают зрительную память и на-
блюдательность, пространственное мышление, учатся видеть ти-
пическое в окружающей действительности.
В учебной работе успех зависит от внимательного и тща-
тельного изучения натуры, ее строения, пропорций, формы от-
дельных частей и их взаимосвязи. Изучать натуру не значит пе-
редавать в рисунке все до мельчайших подробностей, надо уметь
отбирать главное, наиболее характерное и обобщать второсте-
пенные детали. Следует регулярно и как можно больше рисовать
с натуры. Это развивает глазомер, помогает усвоить законы реа-
листического изображения и овладеть техникой рисунка.
Художнику необходимы не только знания линейной пер-
спективы и пластической анатомии, но и умение применять их на
практике. Рисовать надо всегда сознательно, ставя перед собой
определенные задачи, а не копировать механически все, что мы
видим. Начинают рисунок с размещения основных объектов, до-
биваясь пропорциональности всех размеров между собой и по
отношению к целому. Обычно на листе бумаги вокруг учебного
рисунка объекта оставляют равномерные поля. Первоначальную
разметку наносят легкими штрихами, строя при этом осевые ли-
    ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ                                       конов распределения светотени на объемной форме. Одновре-
                                                                  менно рекомендуется изучение образцов классического наследия
     Рисунок - ведущая специальная дисциплина в процессе вос-     и методической литературы по рисунку.
питания художника-инженера. Наши представления и ассоциа-              Занятия по рисунку проводятся на факультете в сочетании с
тивные эмоции теснейшим образом связаны с предметным ми-          работой по композиции и с изучением живописи. Учебные ри-
ром, с его внешними и внутренними свойствами. Непосредствен-      сунки важны как подготовка к творческой работе. Опыт показы-
ная опора на зрительный опыт и связанная с ним способность вы-    вает, что студенты, недостаточно продуманно выполнявшие
зывать ассоциации, вспоминать и размышлять является важней-       учебные рисунки, теряются, когда им надо делать зарисовки с
шей особенностью художественного восприятия. Специфика реа-       натуры для работы над композициями. Они либо сводят их к бег-
листического рисунка заключается в том, что за основу творчест-   лым схематическим наброскам, либо подходят к ним как к ауди-
ва берется реальная действительность, а передача мыслей и         торным рисункам, заранее обрекая себя на неудачу. Между тем в
чувств художника осуществляется в образной форме через изо-       таких зарисовках требуется сочетать общее построение с переда-
бражение конкретных объектов. Обучение рисунку связано с раз-     чей наиболее характерных деталей, помня, что их конкретность
витием у студентов умения правдиво изображать видимые формы       обогатит композицию. Средствами рисунка студенты в основном
в условиях реальной среды. Оно не только дает им профессио-       определяют сюжеты своих этюдов и по курсу живописи.
нальную грамотность, но и является мощным средством эстети-            В процессе обучения рисунку студенты приобретают необ-
ческого развития.                                                 ходимое умение профессионально и грамотно рисовать с натуры,
     Приобретение мастерства в рисунке основано на последова-     по памяти и по представлению, осваивают технические навыки.
тельном и внимательном изучении натуры. Следуя традициям          Работая с натуры, студенты развивают зрительную память и на-
русской художественной школы, важно развивать умение выяв-        блюдательность, пространственное мышление, учатся видеть ти-
лять и передавать характер предметов, их строение, положение в    пическое в окружающей действительности.
пространстве, тональные соотношения и материалы, из которых            В учебной работе успех зависит от внимательного и тща-
сделаны предметы.                                                 тельного изучения натуры, ее строения, пропорций, формы от-
     Любовь к природе, тонкая наблюдательность, стремление        дельных частей и их взаимосвязи. Изучать натуру не значит пе-
правильно передать натуру - ценные качества, которые нужно        редавать в рисунке все до мельчайших подробностей, надо уметь
выработать каждому, занимающемуся изобразительным искусст-        отбирать главное, наиболее характерное и обобщать второсте-
вом.                                                              пенные детали. Следует регулярно и как можно больше рисовать
     Изучение закономерностей рисунка необходимо для профес-      с натуры. Это развивает глазомер, помогает усвоить законы реа-
сионального реалистического изображения натуры. Рисунок яв-       листического изображения и овладеть техникой рисунка.
ляется основой, формирующей умение реалистически отображать            Художнику необходимы не только знания линейной пер-
окружающую действительность изобразительными средствами.          спективы и пластической анатомии, но и умение применять их на
Большое значение для будущего инженера-технолога имеет не         практике. Рисовать надо всегда сознательно, ставя перед собой
только практическое овладение рисунком, но и освоение его тео-    определенные задачи, а не копировать механически все, что мы
ретических основ. Овладев основами реалистического рисунка,       видим. Начинают рисунок с размещения основных объектов, до-
студент может использовать свои знания как в инженерной, так и    биваясь пропорциональности всех размеров между собой и по
в творческой работе в области пластических искусств.              отношению к целому. Обычно на листе бумаги вокруг учебного
     Вся учебная работа по рисунку неразрывно связана с практи-   рисунка объекта оставляют равномерные поля. Первоначальную
ческим применением перспективы, пластической анатомии и за-       разметку наносят легкими штрихами, строя при этом осевые ли-

                              9                                                                10