ВУЗ:
Составители:
11
нии предметов и слегка намечая основные тени.
Студенты учатся изображать на плоскости листа трехмерную
форму: при помощи перспективы и светотени они рисуют объем-
ные тела, а не условные «проволочные» контуры с последующей
растушевкой без учета положения поверхностей предмета в про-
странстве. Художники часто говорят о необходимом для них
умении рисовать сразу весь предмет, понимая под этим соблюде-
ние единства, подчинение всех частей целому. Хотя рисующий в
каждый отдельно взятый момент проводит линию на сравнитель-
но небольшом участке бумаги, думать он должен обо всем изо-
бражении, мысленно стараясь увидеть на листе уже готовый ри-
сунок. Так, писатель, отрабатывая страницу повести, думает о
содержании произведения в целом, о последовательности изла-
гаемых событий, а актер, произнося слова роли, помнит о своих
партнерах и о развитии всего действия.
Большое значение в рисунке имеет его конструктивное по-
строение. Основой сложных форм мы можем представить себе
сочетания геометрических тел, что помогает верно понять пер-
спективные сокращения натуры, ее трехмерность. Подобно тому,
как различные украшения и лепные орнаменты в архитектуре на-
ходятся на стенах здания с четким конструктивным строением,
так и мелкие детали натуры расположены на поверхностях боль-
шой формы изображаемого объекта. Это умение осознавать раз-
мещение больших масс важно для профессионального овладева-
ния рисунком. Как музыкант «мыслит звуками», а архитектор при
взгляде на чертеж видит пространственное размещение построек,
так и художник должен уметь «мыслить трехмерной формой».
Надо хорошо представлять себе не только то, что находится в
поле зрения рисующего, но и невидимые с данного места, засло-
ненные части предметов. При рисовании требуется четко опреде-
лить, как размещены предметы в пространстве, какие площади
занимают «в плане» их основания (на той плоскости, где нахо-
дятся все изображаемые объекты натурной постановки). Нужно
не срисовывать, а строить натуру на листе. Если в начале работы
определяют соотношения крупных масс, то в дальнейшем посте-
пенно переходят к более мелким. Даже нанося на длительном ри-
сунке небольшие детали, необходимо продолжать их конструк-
тивное построение.
12
Рекомендуется учиться у больших мастеров умению переда-
вать натуру, широко обобщая форму, но при этом помнить, что
путь к обобщению лежит через любовное и тщательное изучение
деталей, подчиненных целому. Нельзя сравнивать любую деталь
рисунка только с той же деталью в натуре. Этот прием рисования,
как говорят, «в упор», порождает многочисленные ошибки. Сле-
дует сопоставлять несколько пропорциональных соотношений
натуры с такими же соотношениями в рисунке, который имеет
иные масштабы. Например, на небольшом рисунке головы вели-
чину глаза определяют по отношению к ширине носа и высоте
лба, а их масштабы пропорционально уменьшают по сравнению с
соответствующей величиной глаза, носа и лба в натуре.
Надо помнить, что учебные рисунки не самоцель, они важны
как средство познания в искусстве и накопления опыта для даль-
нейшей самостоятельной художественной и инженерной дея-
тельности.
Рисунок начинают с общей разметки, потом постепенно
уточняют детали, но так, чтобы подробности не создавали из-
лишней пестроты и не мешали художнику выразить главное в
произведении. В конце оставляют время для окончательного
обобщения рисунка. В процессе работы надо внимательно изу-
чать натуру и буквально поминутно, после нанесения каждой де-
тали, каждого тона проводить тщательную самопроверку.
Следует добиваться в рисунках исчерпывающего решения
поставленных задач. Количество часов, необходимое для каждого
рисунка, определяется как сложностью и условиями постановки,
так и степенью подготовленности учащихся. Очень важно умение
длительно работать над одним рисунком: это развивает способ-
ность многое замечать в изображаемой натуре. Ребенок, которого
попросят нарисовать человеческое лицо, очертит кружочек, по-
ставит точки вместо глаз и черточки вместо носа и рта и не смо-
жет дополнить этот рисунок, сколько бы времени ему ни отводи-
ли. Начавший курс обучения даст более правильный и более под-
робный рисунок, но и он быстро исчерпает свои возможности,
тогда как мастер при выполнении длительного рисунка будет ра-
ботать долго, уточняя пропорции и добиваясь тонкости в переда-
че характера изображаемого.
В каждом задании студент должен использовать все ранее
нии предметов и слегка намечая основные тени. Рекомендуется учиться у больших мастеров умению переда- Студенты учатся изображать на плоскости листа трехмерную вать натуру, широко обобщая форму, но при этом помнить, что форму: при помощи перспективы и светотени они рисуют объем- путь к обобщению лежит через любовное и тщательное изучение ные тела, а не условные «проволочные» контуры с последующей деталей, подчиненных целому. Нельзя сравнивать любую деталь растушевкой без учета положения поверхностей предмета в про- рисунка только с той же деталью в натуре. Этот прием рисования, странстве. Художники часто говорят о необходимом для них как говорят, «в упор», порождает многочисленные ошибки. Сле- умении рисовать сразу весь предмет, понимая под этим соблюде- дует сопоставлять несколько пропорциональных соотношений ние единства, подчинение всех частей целому. Хотя рисующий в натуры с такими же соотношениями в рисунке, который имеет каждый отдельно взятый момент проводит линию на сравнитель- иные масштабы. Например, на небольшом рисунке головы вели- но небольшом участке бумаги, думать он должен обо всем изо- чину глаза определяют по отношению к ширине носа и высоте бражении, мысленно стараясь увидеть на листе уже готовый ри- лба, а их масштабы пропорционально уменьшают по сравнению с сунок. Так, писатель, отрабатывая страницу повести, думает о соответствующей величиной глаза, носа и лба в натуре. содержании произведения в целом, о последовательности изла- Надо помнить, что учебные рисунки не самоцель, они важны гаемых событий, а актер, произнося слова роли, помнит о своих как средство познания в искусстве и накопления опыта для даль- партнерах и о развитии всего действия. нейшей самостоятельной художественной и инженерной дея- Большое значение в рисунке имеет его конструктивное по- тельности. строение. Основой сложных форм мы можем представить себе Рисунок начинают с общей разметки, потом постепенно сочетания геометрических тел, что помогает верно понять пер- уточняют детали, но так, чтобы подробности не создавали из- спективные сокращения натуры, ее трехмерность. Подобно тому, лишней пестроты и не мешали художнику выразить главное в как различные украшения и лепные орнаменты в архитектуре на- произведении. В конце оставляют время для окончательного ходятся на стенах здания с четким конструктивным строением, обобщения рисунка. В процессе работы надо внимательно изу- так и мелкие детали натуры расположены на поверхностях боль- чать натуру и буквально поминутно, после нанесения каждой де- шой формы изображаемого объекта. Это умение осознавать раз- тали, каждого тона проводить тщательную самопроверку. мещение больших масс важно для профессионального овладева- Следует добиваться в рисунках исчерпывающего решения ния рисунком. Как музыкант «мыслит звуками», а архитектор при поставленных задач. Количество часов, необходимое для каждого взгляде на чертеж видит пространственное размещение построек, рисунка, определяется как сложностью и условиями постановки, так и художник должен уметь «мыслить трехмерной формой». так и степенью подготовленности учащихся. Очень важно умение Надо хорошо представлять себе не только то, что находится в длительно работать над одним рисунком: это развивает способ- поле зрения рисующего, но и невидимые с данного места, засло- ность многое замечать в изображаемой натуре. Ребенок, которого ненные части предметов. При рисовании требуется четко опреде- попросят нарисовать человеческое лицо, очертит кружочек, по- лить, как размещены предметы в пространстве, какие площади ставит точки вместо глаз и черточки вместо носа и рта и не смо- занимают «в плане» их основания (на той плоскости, где нахо- жет дополнить этот рисунок, сколько бы времени ему ни отводи- дятся все изображаемые объекты натурной постановки). Нужно ли. Начавший курс обучения даст более правильный и более под- не срисовывать, а строить натуру на листе. Если в начале работы робный рисунок, но и он быстро исчерпает свои возможности, определяют соотношения крупных масс, то в дальнейшем посте- тогда как мастер при выполнении длительного рисунка будет ра- пенно переходят к более мелким. Даже нанося на длительном ри- ботать долго, уточняя пропорции и добиваясь тонкости в переда- сунке небольшие детали, необходимо продолжать их конструк- че характера изображаемого. тивное построение. В каждом задании студент должен использовать все ранее 11 12
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »