Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

13
приобретенные умения и навыки. В программе учитывается, что
поступившие на I курс имеют некоторые знания по рисунку. В
вузе студенты более глубоко изучают основы реалистического
изображения натуры, усваивают методы работы.
Уже в начале пути каждый художник-инженер должен осоз-
нать, что ему всю жизнь надо обновлять и совершенствовать зна-
ния и навыки путем рисования с натуры. Причем самое интерес-
ное в этой работе заключается не в подборе каких-то необычных,
особо увлекательных моделей, а в постепенном решении более
сложных задач, в последовательном освоении законов и правил
рисования.
Учебная программа по рисунку предусматривает работу над
разнообразной тематикой в порядке постепенного нарастания
трудностей. Начинают обучение с изображения геометрических
тел, простейших предметов, затем работают над гипсовыми ор-
наментами, натюрмортами, моделями частей лица человека,
слепками с портретных бюстов и т.д. Весьма важно не нарушать
последовательности заданий. Только систематическое обучение
даст не случайные удачи, а закономерно завоеванный успех.
На первом этапе обучения полезно упражняться в изображе-
нии гипсовых слепков. Нашему времени чуждо требование неко-
торых прошлых эпох, когда учащихся при рисовании живой на-
туры заставляли поправлять ее пропорции по слепкам с античных
статуй. Для этих целей гипсовые модели теперь не изучают, но
рисование их все же приносит значительную пользу. Неподвиж-
ность моделей облегчает проверку пропорциональной зависимо-
сти всех деталей, что развивает большую требовательность к
точности изображения и дает возможность осуществлять так на-
зываемое поверочное рисование, когда весь рисунок сверяют по
отношению к осевым линиям и к одной контрольной точке (при
изображении головы, например, точку эту чаще всего берут на
переносице).
При рисовании с живой натуры студентам все время прихо-
дится отбирать из множества деталей наиболее существенное,
тогда как в гипсовых моделях такой отбор уже проведен скульп-
тором, и обобщение формы не вызывает дополнительных труд-
ностей.
Рисование четких во всех деталях скульптур развивает зор-
14
кость глаза и дисциплинирует студентов, обязывая их вниматель-
но проследить характер каждого завитка волос, изваянного с уче-
том лепки большой формы головы. Гипсовые белые скульптуры
дают возможность анализировать лепку формы при помощи све-
тотени, не отвлекая рисующих тональными соотношениями по-
верхностей различной окраски.
Изображение замечательных памятников классического ис-
кусства способствует также развитию художественного вкуса.
Учебная работа по рисунку ведется над изображениями на-
турных поставок из гипсовых моделей: геометрических тел, ор-
наментов и моделей частей человеческого лица - слепков со ста-
туи Микеланджело «Давид».
При рисовании геометрических тел студенты изучают пер-
спективу и распределение светотени на округлых и граненых по-
верхностях. Усвоение правил изображения геометрических тел
будет служить прочной базой для дальнейшего обучения, так как
эти знания помогут студентам выполнять построение более
сложных по форме предметов и решать светотеневые задачи.
Гипсовые орнаменты используют в качестве моделей, при изо-
бражении которых студенты учатся применять на практике пер-
спективу и теорию теней. Симметричные формы орнаментов
трактуются как рельефные части объемов, помещенных на гипсо-
вой плите. Одноцветность гипса облегчает нахождение градаций
полутонов на поверхностях орнаментов, которые имеют скругле-
ния и изломы, а также различные повороты относительно источ-
ника света.
Модели частей лица человека рисуют, помня об их связи с
формой головы в целом. Изучая, например, форму гипсового гла-
за, надо думать о его анатомическом строении и положении по
отношению ко лбу, носу, скуле и виску, что полезно разобрать и
по анатомическому атласу. К сожалению, многие студенты долго
сохраняют привычку обводить глаза и губы не существующими в
натуре контурами, делая их как бы загримированными.
Рисование гипсовых моделей развивает у начинающих ху-
дожников способность анатомически правильно передавать фор-
му глаза, носа, уха, губ.
В качестве вспомогательного задания выполняется рисунок
гипсовой модели «обрубовки» головы. Работа над ним приучает
приобретенные умения и навыки. В программе учитывается, что      кость глаза и дисциплинирует студентов, обязывая их вниматель-
поступившие на I курс имеют некоторые знания по рисунку. В       но проследить характер каждого завитка волос, изваянного с уче-
вузе студенты более глубоко изучают основы реалистического       том лепки большой формы головы. Гипсовые белые скульптуры
изображения натуры, усваивают методы работы.                     дают возможность анализировать лепку формы при помощи све-
     Уже в начале пути каждый художник-инженер должен осоз-      тотени, не отвлекая рисующих тональными соотношениями по-
нать, что ему всю жизнь надо обновлять и совершенствовать зна-   верхностей различной окраски.
ния и навыки путем рисования с натуры. Причем самое интерес-          Изображение замечательных памятников классического ис-
ное в этой работе заключается не в подборе каких-то необычных,   кусства способствует также развитию художественного вкуса.
особо увлекательных моделей, а в постепенном решении более            Учебная работа по рисунку ведется над изображениями на-
сложных задач, в последовательном освоении законов и правил      турных поставок из гипсовых моделей: геометрических тел, ор-
рисования.                                                       наментов и моделей частей человеческого лица - слепков со ста-
     Учебная программа по рисунку предусматривает работу над     туи Микеланджело «Давид».
разнообразной тематикой в порядке постепенного нарастания             При рисовании геометрических тел студенты изучают пер-
трудностей. Начинают обучение с изображения геометрических       спективу и распределение светотени на округлых и граненых по-
тел, простейших предметов, затем работают над гипсовыми ор-      верхностях. Усвоение правил изображения геометрических тел
наментами, натюрмортами, моделями частей лица человека,          будет служить прочной базой для дальнейшего обучения, так как
слепками с портретных бюстов и т.д. Весьма важно не нарушать     эти знания помогут студентам выполнять построение более
последовательности заданий. Только систематическое обучение      сложных по форме предметов и решать светотеневые задачи.
даст не случайные удачи, а закономерно завоеванный успех.        Гипсовые орнаменты используют в качестве моделей, при изо-
     На первом этапе обучения полезно упражняться в изображе-    бражении которых студенты учатся применять на практике пер-
нии гипсовых слепков. Нашему времени чуждо требование неко-      спективу и теорию теней. Симметричные формы орнаментов
торых прошлых эпох, когда учащихся при рисовании живой на-       трактуются как рельефные части объемов, помещенных на гипсо-
туры заставляли поправлять ее пропорции по слепкам с античных    вой плите. Одноцветность гипса облегчает нахождение градаций
статуй. Для этих целей гипсовые модели теперь не изучают, но     полутонов на поверхностях орнаментов, которые имеют скругле-
рисование их все же приносит значительную пользу. Неподвиж-      ния и изломы, а также различные повороты относительно источ-
ность моделей облегчает проверку пропорциональной зависимо-      ника света.
сти всех деталей, что развивает большую требовательность к            Модели частей лица человека рисуют, помня об их связи с
точности изображения и дает возможность осуществлять так на-     формой головы в целом. Изучая, например, форму гипсового гла-
зываемое поверочное рисование, когда весь рисунок сверяют по     за, надо думать о его анатомическом строении и положении по
отношению к осевым линиям и к одной контрольной точке (при       отношению ко лбу, носу, скуле и виску, что полезно разобрать и
изображении головы, например, точку эту чаще всего берут на      по анатомическому атласу. К сожалению, многие студенты долго
переносице).                                                     сохраняют привычку обводить глаза и губы не существующими в
     При рисовании с живой натуры студентам все время прихо-     натуре контурами, делая их как бы загримированными.
дится отбирать из множества деталей наиболее существенное,            Рисование гипсовых моделей развивает у начинающих ху-
тогда как в гипсовых моделях такой отбор уже проведен скульп-    дожников способность анатомически правильно передавать фор-
тором, и обобщение формы не вызывает дополнительных труд-        му глаза, носа, уха, губ.
ностей.                                                               В качестве вспомогательного задания выполняется рисунок
     Рисование четких во всех деталях скульптур развивает зор-   гипсовой модели «обрубовки» головы. Работа над ним приучает

                             13                                                                14