Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

17
ное рисование множества различных предметов.
Перспективу горизонтальных линий необходимо проверять
на рисунке, продолжая их до соответствующих точек схода на
линии горизонта. Если куб оставить на столе так, чтобы были
видны две его боковые стороны, то их горизонтальные грани ка-
жутся сокращенными и направленными в две точки схода на ли-
нии горизонта. Чем больше сокращена боковая сторона куба, тем
ближе точка схода ее горизонтальных граней к центральной точ-
ке. Параллельные наклонные линии направлены в точку схода
выше или ниже горизонта. Такие точки называют воздушными и
земными. Рисующий встретится с их применением, например,
при изображении лестниц. В перспективных построениях боль-
шое значение имеет так называемая картинная плоскость, кото-
рую мы представляем себе находящейся между изображаемой
натурой и глазом рисующего. Видимые в перспективе под ост-
рыми углами к плоскости рисунка, т.е. к картинной плоскости,
окружности имеют вид эллипсов. При рисовании в перспективе
арки, округлого окна или других объектов с закругленными очер-
таниями следует строить вспомогательные оси и намечать пер-
спективу не только изображаемых частей, но и всех окружностей.
У стоящего на столе стакана более близкая к линии горизонта
окружность кажется уже, чем та, которая находится дальше от
нее. Горизонтально лежащие окружности на уровне горизонта
зрительно совпадают с прямой линией. В этом легко можно убе-
диться, если держать стакан с водой на уровне глаз. Рисуя пер-
спективу тел вращения, надо обязательно проводить центральные
оси и перпендикулярные им большие оси эллипсов оснований.
Предметы видны в перспективном искажении, когда они нахо-
дятся слишком близко от рисующего и их нельзя сразу охватить
взором, поэтому в таких случаях рисуют только отдельные части
предметов, видимые с первого взгляда. Рекомендуется, чтобы
расстояние до натуры в три раза превышало ее величину. В ри-
сунках все перспективные построения производят от руки. Даже
в больших картинах, где некоторые вспомогательные линии при-
ходится иногда намечать при помощи линейки и циркуля, рису-
нок выполняется от руки. Это вызвано тем, что штрих в рисунке
должен давать пространственное изображение предмета, который
не имеет «проволочных» контуров.
18
СВЕТОТЕНЬ В РИСУНКЕ
Тушевка и штриховка служат средствами передачи светоте-
ни, при помощи которой на рисунках выявляют объемность
предметов. Штрихи, так же как мазки в живописи, обычно кладут
по направлениям изгибов изображаемых поверхностей. Свето-
тень наносят, начиная с широкой прокладки основных теневых
поверхностей, не в полную силу тонов, возвращаясь затем по не-
скольку раз к каждой части рисунка для ее детализации и усиле-
ния.
Тени на сторонах многогранников имеют резкие изломы на
ребрах, а на закругленных поверхностях виден постепенный пе-
реход от света к полутонам, затем к тени и далее к рефлексам
(под рефлексами понимают ослабление темноты теней в тех мес-
тах, на которые попадают лучи света, отраженные на предметы
от окружающих освещенных поверхностей). На глянцевых по-
верхностях и на изломах освещенных предметов находятся яркие
блики.
Различают тени корпусные - их называют также собствен-
ными тенями предметов - на поверхностях, противолежащих све-
ту, и тени, падающие от предметов на другие поверхности. Тени
и полутона на предметах рисуют не изолированно, а в отношени-
ях друг к другу и к целому.
Степень освещенности поверхностей изображаемых предме-
тов зависит от того, насколько удален источник света. При искус-
ственном свете яркость освещенной поверхности угасает соот-
ветственно квадрату расстояния от источника света. Следова-
тельно, удаляя освещенную поверхность на двойное расстояние,
мы уменьшаем ее освещенность в четыре раза. Эту закономер-
ность можно проследить, удаляя предметы от света лампы.
При дневном свете изменение яркости световых поверхно-
стей зависит от расстояния до зрителя в соответствии с законами
воздушной перспективы. Воздух не вполне прозрачен, а потому
на большом расстоянии разница между тоном теней и освещен-
ных мест уменьшается. У горизонта все объединено светлой
дымкой. Влияет на освещение и направленность световых лучей,
угол их падения на поверхность. При боковом свете, когда они
ное рисование множества различных предметов.                         СВЕТОТЕНЬ В РИСУНКЕ
     Перспективу горизонтальных линий необходимо проверять
на рисунке, продолжая их до соответствующих точек схода на            Тушевка и штриховка служат средствами передачи светоте-
линии горизонта. Если куб оставить на столе так, чтобы были      ни, при помощи которой на рисунках выявляют объемность
видны две его боковые стороны, то их горизонтальные грани ка-    предметов. Штрихи, так же как мазки в живописи, обычно кладут
жутся сокращенными и направленными в две точки схода на ли-      по направлениям изгибов изображаемых поверхностей. Свето-
нии горизонта. Чем больше сокращена боковая сторона куба, тем    тень наносят, начиная с широкой прокладки основных теневых
ближе точка схода ее горизонтальных граней к центральной точ-    поверхностей, не в полную силу тонов, возвращаясь затем по не-
ке. Параллельные наклонные линии направлены в точку схода        скольку раз к каждой части рисунка для ее детализации и усиле-
выше или ниже горизонта. Такие точки называют воздушными и       ния.
земными. Рисующий встретится с их применением, например,              Тени на сторонах многогранников имеют резкие изломы на
при изображении лестниц. В перспективных построениях боль-       ребрах, а на закругленных поверхностях виден постепенный пе-
шое значение имеет так называемая картинная плоскость, кото-     реход от света к полутонам, затем к тени и далее к рефлексам
рую мы представляем себе находящейся между изображаемой          (под рефлексами понимают ослабление темноты теней в тех мес-
натурой и глазом рисующего. Видимые в перспективе под ост-       тах, на которые попадают лучи света, отраженные на предметы
рыми углами к плоскости рисунка, т.е. к картинной плоскости,     от окружающих освещенных поверхностей). На глянцевых по-
окружности имеют вид эллипсов. При рисовании в перспективе       верхностях и на изломах освещенных предметов находятся яркие
арки, округлого окна или других объектов с закругленными очер-   блики.
таниями следует строить вспомогательные оси и намечать пер-           Различают тени корпусные - их называют также собствен-
спективу не только изображаемых частей, но и всех окружностей.   ными тенями предметов - на поверхностях, противолежащих све-
У стоящего на столе стакана более близкая к линии горизонта      ту, и тени, падающие от предметов на другие поверхности. Тени
окружность кажется уже, чем та, которая находится дальше от      и полутона на предметах рисуют не изолированно, а в отношени-
нее. Горизонтально лежащие окружности на уровне горизонта        ях друг к другу и к целому.
зрительно совпадают с прямой линией. В этом легко можно убе-          Степень освещенности поверхностей изображаемых предме-
диться, если держать стакан с водой на уровне глаз. Рисуя пер-   тов зависит от того, насколько удален источник света. При искус-
спективу тел вращения, надо обязательно проводить центральные    ственном свете яркость освещенной поверхности угасает соот-
оси и перпендикулярные им большие оси эллипсов оснований.        ветственно квадрату расстояния от источника света. Следова-
Предметы видны в перспективном искажении, когда они нахо-        тельно, удаляя освещенную поверхность на двойное расстояние,
дятся слишком близко от рисующего и их нельзя сразу охватить     мы уменьшаем ее освещенность в четыре раза. Эту закономер-
взором, поэтому в таких случаях рисуют только отдельные части    ность можно проследить, удаляя предметы от света лампы.
предметов, видимые с первого взгляда. Рекомендуется, чтобы            При дневном свете изменение яркости световых поверхно-
расстояние до натуры в три раза превышало ее величину. В ри-     стей зависит от расстояния до зрителя в соответствии с законами
сунках все перспективные построения производят от руки. Даже     воздушной перспективы. Воздух не вполне прозрачен, а потому
в больших картинах, где некоторые вспомогательные линии при-     на большом расстоянии разница между тоном теней и освещен-
ходится иногда намечать при помощи линейки и циркуля, рису-      ных мест уменьшается. У горизонта все объединено светлой
нок выполняется от руки. Это вызвано тем, что штрих в рисунке    дымкой. Влияет на освещение и направленность световых лучей,
должен давать пространственное изображение предмета, который     угол их падения на поверхность. При боковом свете, когда они
не имеет «проволочных» контуров.

                             17                                                                18