Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

21
передачу пространства, тогда как линии, уходящие в глубину за
картинную плоскость, часто подчеркивают пространственное по-
строение.
При компоновке следует продумать также распределение ос-
новных светлых и темных тональностей. Детали не должны раз-
бивать единства тона.
Сказанное выше надо рассматривать не как рецепты компо-
новки рисунков, а только как некоторые советы начинающим. В
каждом конкретном случае правильное решение должна подска-
зать сама натура. Размещение объектов в жизни разнообразно,
поэтому недопустимы шаблонные приемы их компоновки. Пред-
варительно нужно найти удачную для рисования точку зрения и в
небольшом размере наметить первоначальный эскиз.
Основной принцип работы над рисунком - последовательное
его выполнение от общего к частному и от частного вновь к обо-
гащенному деталями общему, от простого к сложному.
Любую зарисовку следует продуманно размещать на листе
бумаги в самых широких обобщениях формы. В быстрых набро-
сках и в первой стадии работы над более длительными рисунками
важно установить основные пропорции, понять характер модели,
в том числе и невидимых с данной точки зрения ее частей. В тех
рисунках, где изображены детали, но не уделено достаточно вни-
мания основным пропорциям, искажается конструкция, потому
что, прежде всего, важно представлять себе общие формы объек-
та. Правильность пропорций натуры нельзя нарушать, их надо
последовательно и согласованно передавать с учетом закономер-
ности строения.
К деталям рекомендуется подходить постепенно, выделяя из
них те, которые помогают конструктивному строению и характе-
ристике изображаемых форм. Светотень надо вводить одновре-
менно с первоначальной разметкой рисунка.
В постановках нескольких объектов их изображают не от-
дельно, а во взаимосвязи, помещая эти объекты на различных
расстояниях от рисующего.
В процессе обучения полезно составлять натюрморты из не-
скольких однородных по тематике предметов, подобранных с
учетом сложности их исполнения (например, из домашней посу-
ды, слесарных принадлежностей, музыкальных инструментов).
22
Прежде всего, надо учитывать, какие задачи решаются в ка-
ждой постановке. Следует выбирать предметы разной формы и
придавать различные направления их центральным осевым лини-
ям, чтобы некоторые предметы были видны в резком перспек-
тивном сокращении и одни частично прикрывались другими.
Для фона хорошо использовать серую гладкую ткань разных
тонов. В первых постановках надо укладывать ее возможно ров-
нее, а в дальнейших - драпируя складками.
При рисовании с натуры для практического изучения пер-
спективы полезно изображать натюрморты в интерьере. При этом
рисуют дальний угол помещения, так как на близком расстоянии
слишком резки перспективные искажения, как на некоторых фо-
тографиях. Этого нельзя допускать. Надо намечать точки схода и
проверять направления перспективно сокращенных параллель-
ных линий, ограничивающих изображаемые предметы. Некото-
рые точки схода могут быть далеко за пределами рисунка, и для
проверки можно укрепить по сторонам большие листы бумаги и
разметить на них перспективное построение.
Рисунок натюрморта выполняют с детальной проработкой.
Задание 3. Наброски бытовых предметов с применением на-
блюдательной перспективы. Примерная тематика: стол, стул,
табурет, шкаф, ведро и т. д. 8 набросков на отдельных листах
размером 407х288 мм - 4 ч.
Задание 4. Зарисовки столярных и слесарных инструментов.
2 зарисовки на отдельных листах размером 407х288 мм - 4 ч.
Основной метод обучения художников-инженеров - работа
над длительными, законченными в деталях рисунками, но вместе
с тем следует регулярно делать наброски по 15-20 минут каждый,
а также зарисовки со временем выполнения 1-2 часа. К таким за-
даниям нужно относиться как к очень серьезному делу, разви-
вающему глаз художника, умение выявлять основной характер
натуры и фиксировать жизненные наблюдения. В набросках и
кратковременных зарисовках решаются задачи композиционного
размещения, определения пропорций и выявления конструктив-
ного построения.
Регулярная работа над набросками способствует развитию
творческой активности студентов. В результате такого рода прак-
тики вырабатывается потребность ежедневно фиксировать свои
передачу пространства, тогда как линии, уходящие в глубину за         Прежде всего, надо учитывать, какие задачи решаются в ка-
картинную плоскость, часто подчеркивают пространственное по-     ждой постановке. Следует выбирать предметы разной формы и
строение.                                                        придавать различные направления их центральным осевым лини-
     При компоновке следует продумать также распределение ос-    ям, чтобы некоторые предметы были видны в резком перспек-
новных светлых и темных тональностей. Детали не должны раз-      тивном сокращении и одни частично прикрывались другими.
бивать единства тона.                                                 Для фона хорошо использовать серую гладкую ткань разных
     Сказанное выше надо рассматривать не как рецепты компо-     тонов. В первых постановках надо укладывать ее возможно ров-
новки рисунков, а только как некоторые советы начинающим. В      нее, а в дальнейших - драпируя складками.
каждом конкретном случае правильное решение должна подска-            При рисовании с натуры для практического изучения пер-
зать сама натура. Размещение объектов в жизни разнообразно,      спективы полезно изображать натюрморты в интерьере. При этом
поэтому недопустимы шаблонные приемы их компоновки. Пред-        рисуют дальний угол помещения, так как на близком расстоянии
варительно нужно найти удачную для рисования точку зрения и в    слишком резки перспективные искажения, как на некоторых фо-
небольшом размере наметить первоначальный эскиз.                 тографиях. Этого нельзя допускать. Надо намечать точки схода и
     Основной принцип работы над рисунком - последовательное     проверять направления перспективно сокращенных параллель-
его выполнение от общего к частному и от частного вновь к обо-   ных линий, ограничивающих изображаемые предметы. Некото-
гащенному деталями общему, от простого к сложному.               рые точки схода могут быть далеко за пределами рисунка, и для
     Любую зарисовку следует продуманно размещать на листе       проверки можно укрепить по сторонам большие листы бумаги и
бумаги в самых широких обобщениях формы. В быстрых набро-        разметить на них перспективное построение.
сках и в первой стадии работы над более длительными рисунками         Рисунок натюрморта выполняют с детальной проработкой.
важно установить основные пропорции, понять характер модели,          Задание 3. Наброски бытовых предметов с применением на-
в том числе и невидимых с данной точки зрения ее частей. В тех   блюдательной перспективы. Примерная тематика: стол, стул,
рисунках, где изображены детали, но не уделено достаточно вни-   табурет, шкаф, ведро и т. д. 8 набросков на отдельных листах
мания основным пропорциям, искажается конструкция, потому        размером 407х288 мм - 4 ч.
что, прежде всего, важно представлять себе общие формы объек-         Задание 4. Зарисовки столярных и слесарных инструментов.
та. Правильность пропорций натуры нельзя нарушать, их надо       2 зарисовки на отдельных листах размером 407х288 мм - 4 ч.
последовательно и согласованно передавать с учетом закономер-         Основной метод обучения художников-инженеров - работа
ности строения.                                                  над длительными, законченными в деталях рисунками, но вместе
     К деталям рекомендуется подходить постепенно, выделяя из    с тем следует регулярно делать наброски по 15-20 минут каждый,
них те, которые помогают конструктивному строению и характе-     а также зарисовки со временем выполнения 1-2 часа. К таким за-
ристике изображаемых форм. Светотень надо вводить одновре-       даниям нужно относиться как к очень серьезному делу, разви-
менно с первоначальной разметкой рисунка.                        вающему глаз художника, умение выявлять основной характер
     В постановках нескольких объектов их изображают не от-      натуры и фиксировать жизненные наблюдения. В набросках и
дельно, а во взаимосвязи, помещая эти объекты на различных       кратковременных зарисовках решаются задачи композиционного
расстояниях от рисующего.                                        размещения, определения пропорций и выявления конструктив-
     В процессе обучения полезно составлять натюрморты из не-    ного построения.
скольких однородных по тематике предметов, подобранных с              Регулярная работа над набросками способствует развитию
учетом сложности их исполнения (например, из домашней посу-      творческой активности студентов. В результате такого рода прак-
ды, слесарных принадлежностей, музыкальных инструментов).        тики вырабатывается потребность ежедневно фиксировать свои

                             21                                                                22