Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

23
наблюдения в альбомных рисунках не только в годы учения, но и
в дальнейшем.
После окончания длительных рисунков с натуры полезно
сделать с тех же предметов краткосрочные рисунки по памяти.
Рисунки по памяти и по наблюдению дополняют основные учеб-
ные задания, выполненные с натуры, а альбомы с такими зари-
совками можно сравнить с записными книжками писателя, в ко-
торых накапливается необходимый для творчества материал.
Альбом для набросков надо иметь каждому художнику-
инженеру, это его творческий дневник. В музеях бережно хранят-
ся альбомы крупнейших художников с тысячами набросков, вы-
полнявшихся день за днем.
Кроме карандаша, для набросков и краткосрочных рисунков
используют черную и коричневую акварель, так называемый соус
в мокром и сухом виде, сангину, тушь и т. д.
Наброски художников интересны как самостоятельные гра-
фические произведения. Кроме того, они могут служить вспомо-
гательным материалом для работы над композициями.
Студенту следует регулярно тренироваться в обобщенном
рисовании различных объектов с натуры, а затем по памяти и по
представлению. Для приобретения практических навыков в этой
области нужно работать над кратковременными рисунками сис-
тематически, ежедневно.
Работа над набросками и зарисовками, как и над длительны-
ми рисунками, основана на общих законах реалистического изо-
бражения натуры. При их исполнении важно применять линей-
ную перспективу.
Конечно, все конкретные случаи предусмотреть невозможно,
но за годы обучения студенты приобретут навыки, которые помо-
гут им в дальнейшем самостоятельно выполнять наброски любых
предметов.
Подбор разнообразной натуры для набросков обязывает це-
ленаправленно наблюдать окружающую действительность. Ху-
дожник развивает умение видеть богатство и разнообразие форм,
изображение которых представляет для него огромный интерес.
Инженеру-художнику надо зарисовывать в альбомы различные
инструменты, предметы ДПИ, эскизы ювелирных изделий, куз-
нечных изделий, инвентарь и т.д. Эти наброски, накапливаясь,
24
служат хорошей предварительной подготовкой к выполнению
ювелирных изделий. Они пригодятся в работе над композициями.
Надо стараться осмысливать в этих работах конструктивное
строение и пропорции изображаемой натуры.
Задание 5. Наброски фигуры человека. Не менее 10 набро-
сков на отдельных листах размером 407х288 мм - 4 ч.
Подробные сведения о рисовании набросков фигуры даны в
установках на II курсе, так как во II курсе этому заданию уделя-
ется больше внимания. Надо продуманно разместить каждое изо-
бражение на отдельном листе, так чтобы оставались по возмож-
ности равномерные и сравнительно небольшие поля бумаги. Тре-
буется верно, определить пропорции и передать движение нату-
ры. Если в довузовской подготовке у студентов отсутствует опыт
работы над набросками фигуры, то надо попрактиковаться в их
выполнении, прежде чем будут осуществлены листы, представ-
ляемые к зачету. После ряда проб соблюдение правил размеще-
ния наброска на листе, и определение его пропорций удается ка-
ждому студенту.
Задание 6. Рисунок натюрморта из бытовых предметов - 14
ч.
Задание 7. Рисунок драпировки со складками - 12 ч. Задание
8. Зарисовки чучел животных и птиц - 8 ч. Задание 9. Наброски
животных и птиц с натуры — 8ч.
Задание 10. Наброски фигуры человека - 6ч.
ОТНОШЕНИЯ В РИСУНКЕ
Работа над светотенью в рисунке неразрывно связана с на-
хождением тонального решения. Даже при изображении одно-
цветных предметов (например, гипсовых моделей) мы наблюдаем
различия между несколькими легкими полутенями или темнотой
ряда падающих теней. Огромно разнообразие по светлоте среди
окружающих нас предметов. Очень различны по светлоте пред-
меты в разных условиях освещенияпомещенные «по свету»
или против света. Малейшие ошибки на рисунках в тоне сразу
заметны зрителям. Если при изображении предмета высветлить
или перетемнить какую-либо поверхность, то получается «мятая
форма», что недопустимо.