Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

27
передать движение и основные пропорции. В дальнейшем очень
полезно делать наброски не только отдельных фигур, но и целых
групп. В набросках и краткосрочных рисунках можно проклады-
вать основные тени.
Рисуя стоящую фигуру, прежде всего, намечают легкими ка-
саниями карандаша верхнюю и нижнюю границы будущего изо-
бражения, а также определяют соразмерность головы вместе с
торсом по отношению к ногам. Голову принимают за масштаб-
ную единицу при измерениях, позволяющих установить, сколько
раз ее высота укладывается в длине торса и всей фигуры, в ши-
рине плечевого пояса и т. д. У ребенка высота головы помещает-
ся в фигуре меньшее число раз, чем у взрослого. В античных ста-
туях разных мастеров величина головы соответствует одной
седьмой или одной восьмой части высоты всей фигуры. Высота
головы соответствует размеру от находящейся между ключицами
яремной впадины до конца плечевого сустава. Величина ступни
равна высоте головы. Симметричные суставы правых и левых
конечностей сверяют друг с другом, т. е. рисуя плечевой, локте-
вой и запястный суставы правой руки, намечают эти же суставы
левой, а, определяя коленный и голеностопный суставы ноги, не-
сущей основную тяжесть фигуры при данной постановке, сверя-
ют их с теми же суставами другой ноги. Это относится к поста-
новкам, где упор дан больше на одну ногу. Между суставами ко-
нечностей полезно намечать вспомогательные осевые линии, по-
казывающие положение руки или ноги. Суставы служат основ-
ными ориентирами, по которым проверяют движение и пропор-
ции фигуры. Направления осевых линий бедра и голени, а также
плеча и предплечья не могут совпадать и всегда образуют хотя
бы незначительный уклон. Полезно проводить также вспомога-
тельные линии, показывающие наклоны груди и талии. При ус-
тойчивом равновесии яремная впадина находится на одной вер-
тикали со следком опорной ноги.
Уточняя пропорции, не следует опираться на так называе-
мый метод визирования, т. е. на измерения при помощи отвеса и
карандаша, - такого рода механические сравнения при изображе-
нии живой натуры не дают точности, а главное, мешают разви-
тию глазомера. Допускается этот метод на начальных стадиях
обучения только в качестве проверки нарисованного. Не реко-
28
мендуется проводить тщательные линейные контуры фигуры и
затем растушевывать их - это противоречит принципу изображе-
ния объемной формы. Размечая границы объема, необходимо
помнить, что штрихи служат только средством показа поверхно-
стей, перспективно сократившихся до линий. Важно, чтобы ри-
сующий понимал разницу между линиями плоского чертежа и
штрихами, являющимися частью пространственного изображе-
ния. Неизбежные движения позирующего делают невозможным
точное обведение всех границ линиями. Кроме того, заключение
объемов в какие-то, не существующие в природе «проволоки»
контуров не соответствует объемному восприятию натуры и на-
ходится в разрыве с возможностями изображения в живописи, где
художник работает не штрихами, а прокладками красок кистью.
Нанесение на рисунок штрихов, показывающих перспективные
сокращения форм, и прокладки тонов следует взаимно увязывать.
Надо рисовать не контурные линии вокруг руки, а самую руку; не
«проволоку» вокруг пальца, а самый палец и т. д. В набросках,
так же как и в первой стадии, более длительных рисунков фигу-
ры, размечают наклон торса и положение ног, сверяя по вертика-
ли постановку ступни, на которую больше опирается позирую-
щий, с яремной впадиной, находящейся, как указывалось, между
ключицами. Важно показать, какой изгиб имеет срединная линия
фигуры, проходящая от яремной впадины по грудной кости к
пупку, лобковому сочленению и далее по внутреннему краю той
ноги, на которую больше опирается натурщик. Рисуя фигуру сза-
ди, прослеживают изгиб позвоночника. Построение фигуры оп-
ределяется также положением плечевого пояса по отношению к
поясу нижних конечностей (к тазу). Стоящая фигура имеет ус-
тойчивое равновесие в тех случаях, когда центр тяжести ее не
выходит за пределы ступней. При ходьбе и беге центр тяжести
перемещается, и фигура может быть нарисована наклонной в не-
устойчивом равновесии. При наклонном положении во время
ходьбы человек, чтобы не упасть, попеременно выдвигает вперед
ногу, перемещая центр тяжести. Стопа, служащая опорой стоя-
щей фигуры, должна быть намечена уже в первый период работы
над зарисовкой, так как определение центра тяжести и постанов-
ка всей фигуры являются одними из первоначальных задач. Для
учебных целей вначале рекомендуется ставить натурщиков в не-
передать движение и основные пропорции. В дальнейшем очень        мендуется проводить тщательные линейные контуры фигуры и
полезно делать наброски не только отдельных фигур, но и целых     затем растушевывать их - это противоречит принципу изображе-
групп. В набросках и краткосрочных рисунках можно проклады-       ния объемной формы. Размечая границы объема, необходимо
вать основные тени.                                               помнить, что штрихи служат только средством показа поверхно-
     Рисуя стоящую фигуру, прежде всего, намечают легкими ка-     стей, перспективно сократившихся до линий. Важно, чтобы ри-
саниями карандаша верхнюю и нижнюю границы будущего изо-          сующий понимал разницу между линиями плоского чертежа и
бражения, а также определяют соразмерность головы вместе с        штрихами, являющимися частью пространственного изображе-
торсом по отношению к ногам. Голову принимают за масштаб-         ния. Неизбежные движения позирующего делают невозможным
ную единицу при измерениях, позволяющих установить, сколько       точное обведение всех границ линиями. Кроме того, заключение
раз ее высота укладывается в длине торса и всей фигуры, в ши-     объемов в какие-то, не существующие в природе «проволоки»
рине плечевого пояса и т. д. У ребенка высота головы помещает-    контуров не соответствует объемному восприятию натуры и на-
ся в фигуре меньшее число раз, чем у взрослого. В античных ста-   ходится в разрыве с возможностями изображения в живописи, где
туях разных мастеров величина головы соответствует одной          художник работает не штрихами, а прокладками красок кистью.
седьмой или одной восьмой части высоты всей фигуры. Высота        Нанесение на рисунок штрихов, показывающих перспективные
головы соответствует размеру от находящейся между ключицами       сокращения форм, и прокладки тонов следует взаимно увязывать.
яремной впадины до конца плечевого сустава. Величина ступни       Надо рисовать не контурные линии вокруг руки, а самую руку; не
равна высоте головы. Симметричные суставы правых и левых          «проволоку» вокруг пальца, а самый палец и т. д. В набросках,
конечностей сверяют друг с другом, т. е. рисуя плечевой, локте-   так же как и в первой стадии, более длительных рисунков фигу-
вой и запястный суставы правой руки, намечают эти же суставы      ры, размечают наклон торса и положение ног, сверяя по вертика-
левой, а, определяя коленный и голеностопный суставы ноги, не-    ли постановку ступни, на которую больше опирается позирую-
сущей основную тяжесть фигуры при данной постановке, сверя-       щий, с яремной впадиной, находящейся, как указывалось, между
ют их с теми же суставами другой ноги. Это относится к поста-     ключицами. Важно показать, какой изгиб имеет срединная линия
новкам, где упор дан больше на одну ногу. Между суставами ко-     фигуры, проходящая от яремной впадины по грудной кости к
нечностей полезно намечать вспомогательные осевые линии, по-      пупку, лобковому сочленению и далее по внутреннему краю той
казывающие положение руки или ноги. Суставы служат основ-         ноги, на которую больше опирается натурщик. Рисуя фигуру сза-
ными ориентирами, по которым проверяют движение и пропор-         ди, прослеживают изгиб позвоночника. Построение фигуры оп-
ции фигуры. Направления осевых линий бедра и голени, а также      ределяется также положением плечевого пояса по отношению к
плеча и предплечья не могут совпадать и всегда образуют хотя      поясу нижних конечностей (к тазу). Стоящая фигура имеет ус-
бы незначительный уклон. Полезно проводить также вспомога-        тойчивое равновесие в тех случаях, когда центр тяжести ее не
тельные линии, показывающие наклоны груди и талии. При ус-        выходит за пределы ступней. При ходьбе и беге центр тяжести
тойчивом равновесии яремная впадина находится на одной вер-       перемещается, и фигура может быть нарисована наклонной в не-
тикали со следком опорной ноги.                                   устойчивом равновесии. При наклонном положении во время
     Уточняя пропорции, не следует опираться на так называе-      ходьбы человек, чтобы не упасть, попеременно выдвигает вперед
мый метод визирования, т. е. на измерения при помощи отвеса и     ногу, перемещая центр тяжести. Стопа, служащая опорой стоя-
карандаша, - такого рода механические сравнения при изображе-     щей фигуры, должна быть намечена уже в первый период работы
нии живой натуры не дают точности, а главное, мешают разви-       над зарисовкой, так как определение центра тяжести и постанов-
тию глазомера. Допускается этот метод на начальных стадиях        ка всей фигуры являются одними из первоначальных задач. Для
обучения только в качестве проверки нарисованного. Не реко-       учебных целей вначале рекомендуется ставить натурщиков в не-

                              27                                                               28