Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

25
Под словом «тон» понимается светосила. Карандашом на
бумаге нельзя передать в действительных резких различиях яр-
кий свет солнца на белой стене и глубокие тени на черном барха-
те, так как между светлым и темным на рисунке возможны гораз-
до меньшие контрасты, чем в природе. Для правдивости изобра-
жения необходимо правильно выдержать последовательное соот-
ношение всех тональностей натуры, от самых темных до самых
светлых. Тональности передаются множеством серых оттенков,
промежуточных между тоном бумаги и цветом карандаша. Поль-
зуясь для изображения более резких контрастов натуры сближен-
ными тональными соотношениями, художники могут воссоздать
в своих работах сверкание яркого снега и глубину теней. В нату-
ре иногда мы видим слепящий по яркости свет, который настоль-
ко контрастен с окружающим, что его невозможно взять в то-
нальных отношениях. Художники избегают помещать его на ри-
сунках.
Тона меняются также в зависимости от расстояния до пред-
мета изображения. Они теряют контрастность при удалении, тени
кажутся светлее, яркий свет более тусклым. Это обусловлено не-
достаточной прозрачностью воздуха. Во время работы над ри-
сунком очень важно, чтобы точка зрения и освещение оставались
неизменными. В понятия «тон», «светосила» входит передача на
рисунке не только светотени, но и различия в окраске предметов
по светлоте. Нельзя в одноцветном рисунке показать цветовое
богатство натуры, но надо последовательно выдерживать тональ-
ную разницу светлых и темных красок. Тональные отношения в
значительной степени являются основой и живописного построе-
ния. Это видно даже на одноцветных репродукциях картин, кото-
рые, хотя и не передают богатства красок, точно фиксируют все
переходы от светлых тонов к темным. Всякая ошибка в тоне дает
вырывающиеся темные или светлые пятна, которые нарушают
пространственные планы. Следует помнить, что выдержать то-
нальные отношения можно и углем, и, при меньших возможно-
стях, жестким графитным карандашом. Вопросы тона, изучаемые
практически на аудиторных занятиях по рисунку, имеют огром-
ное значение также при работе над пейзажами и тематическими
композициями, где тональные решения способствуют объедине-
нию натуры в цельные картины. Так называемая сила пятна в ри-
26
сунке достигается верным определением немногих самых темных
и самых светлых пятен, которым тонально подчинено все осталь-
ное. Ярко освещенные темные предметы могут быть на рисунке
светлее, чем погруженные в тень белые. Так, например, яркий
свет на волосах бывает дан светлее, чем тени на лице, в глазницах
и под носом. Надо подчеркнуть, что при тональном решении
нельзя сравнивать тон какого-либо места рисунка с тоном того же
участка натуры, так как это было бы вреднейшим рисованием «в
упор». Только сравнение отношений между несколькими тонами
в натуре с отношениями между изображениями соответствующих
мест на рисунке дает верные пропорциональные ряды, передаю-
щие тональный масштаб. Чаще всего на рисунках масштабности
соотношений между тонами уменьшены по сравнению со значи-
тельно более интенсивными контрастами натуры.
НАБРОСКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
При профессиональном обучении рисованию основное вни-
мание уделяется изучению фигуры человека. Начинается оно уже
на I курсестуденты делают наброски фигур людей. Глазомер,
умение определять на рисунках пропорциональные соотношения
всех величин натуры оттачиваются при изображении человека,
когда малейшие ошибки сразу заметны. Эти задания помогают
студенту постигать законы реалистического рисунка.
Рисуя человека, художник видит бесчисленное множество
деталей, полное перечисление которых в набросках фигуры не-
возможно и не нужно. Надо уметь отбирать наиболее существен-
ное и обобщать многие мелкие формы. Следует все время пом-
нить о необходимости выявить характер натурщика.
Изображения фигур выполняют в намеченных с самого на-
чала масштабах, которые не следует увеличивать или уменьшать
в процессе работы. Это необходимо потому, что в многофигур-
ных композициях художник должен уметь точно соподчинять все
размеры. При размещении фигур на рисунке учитывают характер
поз: если, например, рука простерта в сторону, фигуру соответст-
венно сдвигают на листе ближе к краю.
Главная задача учебных набросков человеческой фигуры -