Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

29
сложные по движениям, спокойные позы. Затем полезно услож-
нять движения так, чтобы наклон осевых линий торса и ко-
нечностей менялся. После ряда набросков стоящей фигуры сле-
дует перейти к изображению сидящей, а также опирающейся на
дополнительные устои фигуры, когда опора тела распределена не
только на ступни (с опорой на стол, на палку и т. д.). В дальней-
шем студентам предстоит рисовать обнаженную фигуру, что по-
требует обязательного изучения основ пластической анатомии.
Знание скелета и мышц необходимо художнику для правильного
изображения человека. Ознакомление со скелетом полезно уже
для студентов 2 курса. Изучая скелет, в первую очередь надо об-
ращать внимание не на мелкие детали, а на соразмерность и связь
отдельных частей, стараясь подметить их различные положения
при движении. Анатомические знания позволят студентам более
профессионально изображать фигуры людей. В кратковременных
зарисовках фигуры можно намечать некоторые мышцы, а также
складки одежды у натуры, но при этом надо помнить о большой
форме, т. е. об объемности всего торса, всей ноги и т. д. Направ-
ления и характер складок одежды определяются анатомическим
строением фигуры. Цилиндрическая форма шеи, передней и бо-
ковых поверхностей грудной клетки, а также форма конечностей,
имеющих в основе сочетания усеченных конусов и цилиндров,
направляют движения складок «по форме». Складки зависят так-
же от движения и покроя одежды. В наброске надо избегать
стремления к внешней красивости, студент должен видеть красо-
ту в правильной передаче натуры. В качестве моделей для набро-
сков применяются также гипсовые анатомические слепки и ан-
тичные скульптуры. Такие наброски с неподвижной натуры при-
учают к точности изображения. Рисование со статуй, где даны
обобщенные анатомические формы, облегчает изучение правил
строения фигуры человека.
Задание 6. Рисунок натюрморта из бытовых предметов - 14
ч.
При выполнении рисунка надо учитывать все изложенные
выше рекомендации. Следует тщательно продумать постановку
натюрморта. Бытовые предметы должны быть подобраны в их
естественной связи. Здесь уместно вспомнить тематику и компо-
новку многочисленных натюрмортов голландских художников
30
XVII века, французского мастера этого жанра Шардена, а также
русских и советских живописцев, которые очень продуманно со-
ставляли натюрморты из атрибутов искусства или на сюжеты
«завтраков» и «урожая». Подбирая предметы в соответствии с
сюжетом натюрморта, надо думать и об их пластических качест-
вах. В постановку включают немного предметов. Их надо подоб-
рать так, чтобы не было полного повторения форм и тонов окра-
ски. Очень хорошо иметь в постановке предметы с разной факту-
рой: посуду из глины или фарфора, изделия из металла и дерева,
различные ткани. Интересно сопоставить предметы полирован-
ные, блестящие и матовые, имеющие самую различную обработ-
ку поверхностей. Один из предметов, который станет композици-
онным центром, должен выделяться по размерам или по тону.
Его следует поместить близко к середине постановки, хотя мож-
но и несколько сдвинуть вправо или влево, что придаст динамич-
ность композиции. Предметы можно повернуть по-разному, что-
бы отсутствовал ряд вертикалей. Большую роль в постановке иг-
рает выбор естественного или искусственного освещения. При
освещении спереди и сбоку у предметов появляется контрастная
светотень. Можно затенить поставленным сбоку щитком дальний
план постановки и ярко осветить ближайшие предметы или уста-
новить их около окна, так что большие поверхности окажутся
силуэтными. Уже в самой постановке должен быть интересный
замысел. Присутствие художественного начала не противоречит
учебным задачам. Перед началом основного рисунка рекоменду-
ется сделать несколько небольших эскизных набросков с поиска-
ми удачной компоновки натюрморта в вертикальном или гори-
зонтальном формате. Кроме основной группы объектов, в поста-
новке может быть помещен на некотором расстоянии небольшой
предмет, находящийся ближе к переднему краю, что будет спо-
собствовать пространственному решению натюрморта. Иногда по
диагонали в глубину постановки направляют складку ткани или
кладут какой-либо длинный предмет - нож, пестик от ступки и т.
д. Назначение этой части постановки создавать «ввод в компози-
цию», т. е. направлять внимание зрителя к композиционному
центру. При размещении натюрморта на рисунке следует избе-
гать горизонтальных направлений, параллельных основанию.
Пространственную глубину передать легче, если границы пред-