Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

31
метов имеют не фронтальные направления. Разметив натюрморт,
надо проследить его конструктивное строение, передачу объема
средствами светотени и подчинение всех деталей целостному то-
нальному решению. На бумаге в итоге должен быть не набор
изображений отдельных предметов, а единое, цельное решение
всего натюрморта.
Задание 7. Рисунок драпировки со складками.- 12 ч.
Внимательное изучение складок на I курсе помогает в даль-
нейшем работе над портретами и композициями.
При рисовании складок полезно изучать их различные фор-
мы.
Когда ткань брошена поверх предметов, направление скла-
док зависит от характера их форм. В этом случае ткань облегает
выступающие округлые части предметов, а по краям размещают-
ся падающие складки. На граненых поверхностях складки под-
черкивают расположение плоскостей под разными углами. Во-
круг прикрытых вертикальных стержней складки имеют ради-
альные направления.
Если свободно свисающая ткань укреплена в одной точке, то
образуются падающие вниз складки, а если в двух точках, -
складки имеют дугообразные направления. При сближении точек
прикрепления ткани на дугообразных складках получатся изло-
мы. В тех местах, где ткань сжата, наблюдаются глубокие склад-
ки. При натяжении материала складки выравниваются. Если
ткань потянуть за угол, образуются складки радиальных направ-
лений. Полезно в одной из постановок нарисовать положенное на
угол стола полотенце со складками, часть которых свободно па-
дает вниз.
Размещение складок зависит также от плотности ткани. Со-
ветуем нарисовать с детальной проработкой складки на шелке,
бархате, полотне.
Задание 8. Зарисовки чучел животных и птиц - 8ч
Анималистические рисункиувлекательная область изобра-
зительного искусства. Изображения животных и птиц применя-
ются в станковых композициях различной тематики и при иллю-
стрировании детских книг.
Рекомендуем студентам внимательно рассматривать широко
распространенные репродукции многочисленных великолепных
32
рисунков животных и птиц работы Дюрера, Рембрандта, Делак-
руа. Среди анималистических рисунков русских и советских мас-
теров выделяются графические листы П.П. Соколова,
В.А.Серова, А.С.Степанова, И.С.Ефимова, В.А.Ватагина и
Е.М.Рачева. Много замечательных рисунков кистью с изображе-
ниями животных имеется в древнем искусстве Японии и Китая.
При выполнении рисунков с чучел животных особое внима-
ние надо уделять передаче пропорций и особенностей строения
натуры, определению соразмерностей туловища, ног, шеи и голо-
вы. Для установления позы полезно наметить осевые линии, со-
ответствующие основным направлениям скелета конечностей и
позвоночника. Рекомендуется проверить взаимоположение не-
скольких основных опорных точек, соответствующих суставам, а
также наиболее выступающим местам формы.
Установив пропорции, далее следует обратить внимание на
передачу объема средствами светотени и различной фактуры
(меха, оперения, роговых покровов). Разницу материалов в ри-
сунке передают изменениями направлений и характера штрихов-
ки, начиная от мягких переходов полутонов до резких нажимов
карандаша. Можно использовать короткие темные штрихи тупого
или заточенного лопаточкой мягкого карандаша и тонкие, едва
заметные линии, проведенные острым кончиком графита. Сама
натура подскажет приемы, которые лучше использовать в том
или ином конкретном случае.
3адание 9. Наброски животных и птиц с натуры (в зоопар-
ке, на городских улицах, в сельской местности и т. д.). – 7 ч. Не
менее 8 набросков на отдельных листах. Карандаш, перо, кисть,
коричневая акварель и др. (по выбору студентов). - Основная за-
дача набросков - передать обобщенную форму тела птицы или
животного, их характерные движения. Работа над набросками
птиц и животных развивает у студентов много полезных навыков,
прежде всего умение быстро ориентироваться в определении
движения и общей формы натуры и немногими графическими
средствами фиксировать свои наблюдения на бумаге. Очень по-
лезно делать не только наброски, но и более длительные зарисов-
ки животных и птиц в состоянии покоя. Для этого обычно ис-
пользуют отдельные листы. С находящихся в движении живот-
ных художники иногда выполняют по нескольку набросков на